За 7 лет существования в России обязательного страхования набежало 214% инфляции, а тариф остался прежним.
В то же время Минфин предлагает увеличить лимит выплат по ОСАГО за имущественный ущерб со 120 тысяч до 300-400 тысяч рублей, а размер выплат за причинения вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП – со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.
Однако, по мнению экспертов, повышения тарифа стоит ожидать не раньше 2013 года.
Кроме того, со следующего года полис ОСАГО, возможно, станет одним из приложений универсальной электронной карты, которая заменит россиянам паспорт и ряд других документов.
Нужно ли повышать тарифы в кризисное время? В каких изменениях и доработках еще нуждается Закон об ОСАГО сегодня? На эти и другие вопросы мы попросили ответить омских экспертов в сфере страхования и известных автомобилистов.
Александр Глассон, заместитель директора по страхованию «Страховая группа»АСКО» (омский филиал)
Жизнь человека, попавшего в ДТП, не должна зависеть по стоимости от кризисного времени. Если мы хотим достойно жить и, соответственно, иметь полноценные страховые выплаты, а не «муляжи», то повышение тарифов по ОСАГО неизбежно.
В омском филиале страховой группы «АСКО» календарная убыточность за 2010 год составляет 66%. Максимальные выплаты по ОСАГО, определенные законодательством, происходят не более 12 раз в год (по данным 2010 года). На мой взгляд, Закон об ОСАГО нуждается в изменениях, касающихся выдачи лицензий по ОСАГО. Необходимо ужесточить требования к страховщикам по всем направлениям, в том числе и по структуре страхового портфеля (объем премий по ОСАГО не должен превышать 30% от общего страхового портфеля страховщика). Нужно определить продажу полисов ОСАГО только на оборудованных стационарных точках – в офисах компаний, занимающихся всеми видами страхования. Исключить продажу полисов с рук через агентов, которые не имеют на это полномочий (отсутствие доверенности, документа, удостоверяющего личность и др.).
Страховые компании, которые не исполняют свои обязательства по обслуживанию договоров ОСАГО, должны уйти с рынка региона и не позорить других страховщиков.
К сожалению, у нас низкие контрольно-инспекторские функции РСА и ФССН. Хочется также предостеречь омичей. Нужно быть немного разборчивее – не приобретать полисы ОСАГО где попало и у неизвестных представителей сомнительных страховых организаций.
Александр Кузнецов, директор Омского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия»
Повышение тарифов на ОСАГО сегодня вполне обоснованно. А кризис в России уже позади, он только в Омске «задержался».
Я плохо отношусь к тому, что некоторые компании в кризис откровенно занижают выплаты по ОСАГО. Это не зависит от того, кризис на дворе или нет. Также плохо отношусь к фактам, когда под этим флагом совершенно незаконно наживаются разные представители и адвокаты, потерпевшие «жулики» и т. д. Я давно работаю в страховании и не знаю ни одного случая, когда потерпевшие, получив выплату в кассе и восстановив свой автомобиль за меньшую сумму, вернули бы оставшиеся деньги назад.
Убыточность ОСАО «Ресо-Гарантия» за 2010 год составила 73%, урегулировано 5289 претензий, средний убыток — 19923 руб-ля. В законе «Об ОСАГО» есть недоработки, как и в любом другом принятом законе. На мой взгляд, ему требуются три основных изменения:
А) Потерпевшие должны обращаться только к своему страховщику (а сейчас у них есть право выбора: либо к своему, либо к страховщику виновника ДТП).
Б) Механизм образования стоимости полиса должен быть рыночным, так как сегодня стоимость полиса регулируется государством, а в ценообразовании стоимостей запчастей, узлов, деталей, материалов, нормо-часов на виды ремонтных работ государство не участвует – там действуют рыночные механизмы и нормальная конкуренция.
В) Дать гражданам и организациям право выбора при покупке полисов ОСАГО: возмещение ущерба с учетом износа или полное возмещение. Соответственно, цена полиса ОСАГО будет разной.
Игорь Пушкарь, председатель правления Омской областной общественной организации «Общество по защите прав потребителей в сфере страхования»
Как потребитель я, конечно, отрицательно отношусь к повышению любых тарифов.
В дискуссии на тему «повышать или не повышать тарифы по ОСАГО» у противников повышения есть неубиваемый козырь: «Статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подлежащие ежегодному официальному опубликованию в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» на основе формы годовой статистической отчетности страховых организаций № 2-С». И что же мы здесь видим? В графе 8 «Убыточность операций по ОСАГО» стоит цифра 67,7% при нормативной убыточности в 77%.
Жалостливые страховые песни об инфляции, удорожании запасных частей или разорившихся компаниях – это лирика, не имеющая никакого отношения к размеру тарифов по ОСАГО. Имеющаяся на сегодняшний день официальная статистика Федеральной службы страхового надзора говорит, что рентабельность операций по ОСАГО почти на 10% выше предусмотренной нормативными актами. Когда в графе «Убыточность» официальной статистики будет стоять цифра 77% и более, вот тогда я соглашусь с необходимостью повышать тарифы по ОСАГО.
Кроме того, в закон «Об ОСАГО», на мой взгляд, следует внести еще ряд изменений. Необходимо повысить лимит ответственности страховщика, упростить процедуру урегулирования убытков по жизни и здоровью, предусмотреть возможность обращения за выплатой только в свою страховую компанию. Также необходимо обязать страховые компании выплачивать возмещение в размере стоимости восстановительного ремонта.
Александр Прудников, директор Омского филиала компании «Росгосстрах»
Закон об ОСАГО действует в России с 2003 года, и за это время накопленная инфляция составила не 214, а 233%, то есть цены выросли в 2,33 раза. За это время коэффициенты корректировались лишь один раз (в марте 2009 года), а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу. Российский автопарк за эти годы существенно изменился – благодаря росту доходов населения и росту объемов потребительского кредитования произошло обновление парка, соответственно, увеличился средний размер выплат по «железу», в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормо-часа на СТО. И это мы еще не учитываем тот факт, что за эти годы вырос уровень РВД (расходы на ведение дел) страховщиков, куда входят расходы на аренду помещений, зарплаты сотрудников и прочие необходимые затраты. Но главное – после ряда принятых Госдумой поправок в Закон об ОСАГО увеличился объем обязательств российских автостраховщиков: был упразднен верхний совокупный лимит страховой суммы за вред жизни или здоровью всех потерпевших в размере 240 тыс. рублей, и теперь лимит на одного потерпевшего составляет 160 тыс. рублей, независимо от числа потерпевших. Но на фоне увеличения объема обязательств тариф оставался неизменным.
В связи с этим Минфин подготовил вариант увеличения лимитов ответственности страховых компании с одновременной корректировкой базового тарифа, чтобы привести тариф в соответствие с объемом обязательств, которые несут на себе страховые компании.
Не надо забывать, что и страхователи, и страховщики живут в одной стране, и последствия кризиса испытывают все. Именно поэтому повышение тарифа по ОСАГО для страховых компаний сегодня актуально как никогда. ОСАГО, в принципе, никогда не было прибыльным видом страхования и не является таковым ни в одной стране, заниматься им могут только крупные универсальные компании, имеющие сбалансированный по видам страхования страховой портфель.
«Росгосстрах» имеет самый большой портфель по ОСАГО и представлен во всех субъектах Федерации – то есть как в регионах с высокой убыточностью, так и с низкой, что позволяет нам держать среднюю убыточность на приемлемом уровне.
Сегодня около 70% заявленных убытков по железу составляют убытки до 25 тыс. рублей, выплаты в размере 120 тыс. рублей – это порядка 3% заявленных убытков.
Вообще закон об ОСАГО является социальным, а потому многие политики использовали его в своих популистских целях. По сути дела, этот закон в определенной степени стал заложником политических амбиций. Недоработки в нем, разумеется, были, но в ходе действия закона большая их часть была устранена. Работа над законом продолжается постоянно, поскольку за эти годы серьезным образом изменилась ситуация на рынке. Закон – это живой организм, он должен отражать положение дел в обществе и корректироваться по мере развития общества. Сейчас мы ожидаем увеличения лимитов по «железу» и по жизни/здоровью, а также введения безальтернативного ПВУ (прямое возмещение убытков), при котором ответственным страховщиком будет назначен один страховщик – прямой. Это не позволит нечистоплотным страховым компаниям «футболить» своих клиентов.
Александр Фабрициус, известный омский автогонщик
Если адекватно оценивать ситуацию, тарифы на ОСАГО должны повышаться, когда растут цены на автомобили и запчасти, и соответствовать уровню этих цен. Если повышения стоимости запчастей нет, процент с повышенного тарифа на ОСАГО уходит страховым компаниям.
Мне не приходилось пользоваться выплатами по ОСАГО. Но, на мой взгляд, в этот закон следует внести следующее изменение: если весь год не попадаешь в аварии, платить на следующий год будешь еще меньше.
Вообще, посмотрите на современную ситуацию на дорогах. У нас она просто плачевная. Из-за царапины на бампере образуются пробки на несколько часов, привлекают страховщиков, комиссаров, ждут инспекторов... Но ведь вмешательство страховых компаний оправданно при крупных авариях, их процент гораздо меньше. В Европе все быстро оформляют по «европротоколу» без участия полиции. Жаль, что нам до этого еще далеко.
|