Правила игры
На скоростном джип-кроссе, организованном в городе Сухой Лог Свердловской области, наш город представлял Юрий Путинцев, член автоклуба Sport-Cruise, который не первый раз участвует в этом соревновании, проходящем уже 14-й год подряд. Традиционно на состязание приехали сильнейшие спортсмены из Перьми, Екатеринбурга и Тюмени. Всего в гонке заявились 30 экипажей.
Стоит отдельно сказать о трассе джип-кросса, которая не меняется на протяжении многих лет. Длина маршрута, состоящего из замкнутых кривых элементов триала, 1700 м. Ширина трассы позволяет пройти одновременно всего лишь двум машинам. Потому на каждом из отрезков пути возникают ожесточенные схватки за призовые места, и лидера невозможно предугадать вплоть до конца гонки. Джип-кросс, пожалуй, – единственный вид экстремальных автосоревнований, где допускается контактная борьба.
Гонка на выбывание
В нынешнем соревновании, состоявшем из четырех полуфинальных заездов и одного – финального, стартовали по шесть машин одновременно. Экипажи проходили по четыре зачетных круга. По результатам полуфиналов две лучшие машины выходили в финал. Среди проигравших также был организован утешительный заезд под названием «Надежда», по результатам которого в финал попали два экипажа.
Наш земляк показал отличное управление своим «УАЗом» в первом же полуфинальном заезде и вышел в финал вместе с 10-ю участниками. В итоговом заезде лидеров полуфиналов выстроили в шахматном порядке. Юрию Путинцеву посчастливилось оказаться на удобной позиции первого ряда.
С первых же секунд омич вырвался вперед, и ему удалось обойти соперников на целый круг. Однако «УАЗ» Юрия все-таки догнали и буквально зажали в тиски машины соперников. Вырваться Путинцеву удалось только ценой выбитого рулевого управления.
В итоге к финишной прямой пришли всего пять из десяти стартовавших машин, последним – омский спортсмен. Но Юрий не отчаивается. Он попробует свои силы и постарается завоевать одно из призовых мест в августе этого года в Сухом Логе, где вновь пройдет джип-кросс.
Ярослав Пастухов
Родом из детства
Джип-кросс появился из двух официальных видов автоспорта – автокросса и триала, после того как в 90-х годах проведение этих видов соревнований сошло на нет из-за нестабильной ситуации в стране. Тогда любительские автоклубы стали организовывать неквалифицированные гонки на внедорожниках по проложенным закольцованным грунтовым трассам, не требующим специального оборудования машин.
Автокросс привнес в гонки по пересеченной местности на джипах, оснащенных двигателями объемом не менее 3 л и обязательно имеющих жесткую крышу, правила скоростного управления на грунтовой закольцованной трассе. В заездах могут участвовать по две, максимум –
четыре машины. Каждый гонщик имеет право на две попытки. Длинна трассы может составлять от
1000 до 1500 м. Однако, в отличие от автокросса, в джип-кроссе допустим кроссинг – контактная борьба.
А триал позволил разработать джиперам собственные технические требования к оснащению автомобилей. Так на кроссовых внедорожниках появились «кенгурятники», усиленная защита кратера, дуги в салоне, лебедка, дополнительная оптика, вынесенный вверх патрубок воздухозаборника и многое другое.
Несмотря на прошедшее десятилетие с момента рождения, джип-кросс так и не обрел официальный статус. Организаторы любительских соревнований прописывают в своем регламенте разделение на классы: в зависимости от уровня подготовки и оснащения автомобиля – «Любительский» и «Спорт», либо по производителю внедорожника – «Национальный» и «Свободный». Однако неопределенный статус этих по-настоящему зрелищных состязаний не мешает собираться любителям джип-кроссов. На одном из таких соревнований, прошедших в Сочи, приняли участие около 150 экипажей.
Кубок столицы Сибири: возвращение
То, что к этим гонкам готовились и их ждали, доказывает количество заявленных участников: чуть более 200! И хотя в этот же день Новокузнецк устроил аналогичные соревнования, участников и гостей на новосибирском аэродроме было хоть отбавляй.
Для параллельных гонок на дистанции 1/4_ мили (402 метра) организаторы выбрали взлетно-посадочную полосу аэропорта Северный, чье асфальтовое покрытие неплохо подходит для таких соревнований. По мнению именитых гонщиков, оно ничуть не уступает по качеству другим аналогичным трассам в сибирском регионе, а некоторые даже и превосходит. Для улучшения «зацепа» трассу обещали проклеить (а это, как известно, прерогатива профессиональных состязаний), но, по слухам, организаторам гонки не дали этого сделать: аэропорт-то действующий!
Несмотря на то, что синоптики обещали хорошую погоду, суббота встречает участников непрекращающимся моросящим дождем, который грозит срывом намеченного мероприятия. Стоя у ворот, спорт-смены гадают, каким же будет решение организаторов: перенесут ли гонки или вообще отменят? «Может, сразу наградят да и разъедемся?» — высказывает предположение один из ребят. Тем не менее охранники продолжают планомерно досматривать автомобили, участников и гостей праздника, перетрясая вещи в салоне и слики в багажнике. По регламенту, каждому гонщику полагается по паре механиков, которые получают свободный доступ в закрытый парк. Остальные могут находиться лишь на «взлетке», где и должно происходить основное действо.
Напряжение нарастает, впрочем, как и уровень влажности воздуха. Организаторы продолжают регистрировать участников, но об окончательном решении пока не сообщают. Тем временем гонщики, успокоенные их молчанием, приступают к своему любимому делу — открывают капот и продолжают донастраивать двигатель. Наконец созывается брифинг, где и объявляется: в этот день пройдут лишь квалификационные заезды, а в воскресенье (если повезет с погодой) — и остальная часть гонок. «Погодные условия, к сожалению, нарушили все наши планы. Нам придется растянуть соревнования на два дня. Это очень тяжело. Для судейской бригады – ладно, мы были к этому готовы. Но для участников, которые приехали из других городов, это будет сложнее», - сетует главный судья соревнований Анна Горохова. После этого заявления суета на территории закрытого парка становится еще заметней: спортсмены донастраивают силовые агрегаты, проверяют готовность приборов, протирают стекла.
Но спешить, оказывается, причины нет. Гонки, назначенные на 10 часов утра, на самом деле стартуют в 12.00. А пока на трассе начинаются необычные заезды: четыре осушителя, больше смахивающие на тракторы с щетками, разгоняют лужи и сушат «взлетку». Ведущие веселят всех тех, кто не побоялся прийти на зрелище в сырую погоду. Особенно в развлечении преуспевает девушка, которая то ли делает вид, что не разбирается в автомобилях, то ли на самом деле неспособна отличить Toyota от Priora. Но то, что она порой «откалывает» на сцене, заставляет впадать в ступор гостей даже с крепкими нервами и незаурядным чувством юмора. К слову говоря, в воскресенье ее тирады уже не беспокоят уши зрителей — руководят всем действом двое ребят, и уж они-то точно не переспрашивают по пять раз, что такое сток, буст и датчик управления вестгейта.
Парные заезды на 402 метра представляют собой гонку на ускорение. Почти сразу после старта становится понятно, кто первым достигнет финиша, хотя порой расстановка сил магическим образом меняется на глазах. Среди обязательных условий — шлем для водителя и пристегнутый ремень. Каждый метр трассы проверен лично судьями, а на протяжении всего отрезка, как частокол, стоят сотрудники ГИБДД. Пересечь «взлетку» и даже пролезть через ограждение не представляется возможным, такая же дисциплина царит и на территории закрытого парка. Благодаря цветным браслетам (каждый оттенок означает статус и возможности его владельца) охранникам нетрудно следить за порядком. А вот к чему они не могут сегодня придраться, так это к высоким, порой запредельным скоростям, «прямотокам», ну и, по традиции, тонировке. Сегодня все легально!
Есть мнение, что впечатляющие результаты в дрэг-рейсинге обеспечиваются лишь в случае солидных вложений в «развитие автопроекта». На самом деле в одном заезде могут участвовать и не совсем свежие «восьмерки», доработанные своими руками, и холеные «иностранцы»: главное то, что скрыто под капотом. Еще до выезда на стартовую линию гонщики вовсю демонстрируют мощь своего аппарата: разогревают резину до копоти и газуют в пол, а беснующуюся машину едва сдерживает толпа механиков и помощников. И сколько бы раз это ни происходило, впечатлений от таких приготовлений меньше не становится.
РЕЗУЛЬТАТЫ
КЛАСС Street
1-й класс
Наумкин Станислав,
Honda Integra Type-R, Барнаул
2-й класс
Потапов Роман,
Honda Civic, Новосибирск
3-й класс
Абрамушкин Сергей,
Toyota Chaser, Новосибирск
4-й класс
Ефимов Александр,
Nissan GT-R R35, Новосибирск
КЛАСС Sport
1-й класс
Шамелов Андрей,
ВАЗ 2112, Красноярск
2-й класс
Рапоцевич Александр,
ВАЗ 2114, Новосибирск
3-й класс
Комиссаров Александр,
Mitsubushi Lancer Evo III, Новосибирск
4-й класс
Комиссаров Александр,
Mitsubushi Lancer Evo III, Новосибирск
|