Изучаем объявления
Лично я, решив приобрести автомобиль, купил кипу автомобильных журналов и газет с объявлениями и засел на весь день, чтобы все это изучить. После десятка звонков и подробных разговоров с продавцами машин я немного определился с ценой на подержанную продукцию отечественного автопрома. Двух-трехгодовалые "шестерки" и "семерки" сегодня стоят от ста тысяч рублей, трех-пятилетние можно найти за 75 тысяч. Если "ВАЗ" семи лет и старше, разбег цен может быть очень большим: встречаются сравнительно неплохие варианты и за 35-40 тысяч, а можно и напороться на пятнадцатилетнюю старушку, за которую просят 50 тысяч рублей. "Девятки" оцениваются тысяч на 20-30 дороже. Правда, совсем свеженькие варианты 2003-2004 годов выпуска стоят уже 170 тысяч рублей и выше. О "Волгах" разговор отдельный. Старые двадцатилетние "двадцатьчетверки" ценятся ниже, чем "классика". К примеру, ГАЗ-2410 1987 года можно взять за 15-18 тысяч рублей. А вот ГАЗ-31010 стоят уже значительно дороже. Так, за трехлетнюю "десятку" просят не меньше 160 тысяч рублей. "Москвичи" и "ИЖи" я в расчет не брал, эти авто давно выглядят на наших дорогах доисторическими ящерами.
Честно признаться, я всегда мечтал о недорогой праворукой "японке", но, подсчитав расходы и доходы, решил пока обойтись "Жигулями". "Авось потом подкоплю и куплю машину лучше", - подумал я и отправился к знакомому автомеханику. Тот с легкостью согласился помочь мне с выбором "железного коня" на авторынке.
Машин много, покупателей мало
В субботу мы отправились на Советский авторынок. Все улицы: 1-я Заводская, Заводская, пр. Губкина, а также проулки, переулки и подходы забиты подержанными автомобилями под самое "не хочу". Мы направляемся вдоль дороги, изучая по пути цены машин, выставленные на лобовых стеклах. Среди всех автомобилей подавляющее превосходство в численности имеет отечественная продукция: "ВАЗы", "Волги", изредка встречаются "Москвичи". А вот иномарок среди этого разнообразия очень мало. Большинство автомобилей здесь 1993-1996 годов выпуска, но попадаются и абсолютно новые.
Среди всего этого разнообразия автомобилей очень мало покупателей, но и среди них половина перекупщиков, которые ищут машины подешевле, чтобы потом перепродать их подороже.
Походив по рядам, я определяюсь с выбором. Пожалуй, самый подходящий вариант для моего кармана - "классика" 1995-1997 г. в. К тому же здесь имеются неоспоримые преимущества: во-первых, эти автомобили просты в эксплуатации и ремонте, во-вторых, запчасти на них всегда доступны и недороги.
После получасового изучения рынка, наш взгляд останавливается на бежевой "шестерке" в центре автомобильного "развала". Автомобилю 10 лет, но, как утверждает надпись на лобовом стекле, двигатель был заменен в 2000-м году. Цена машины тоже радует - 50 тысяч рублей. Начинаем внешний осмотр.
Прожект вместо глаз
Первое, на что следует обратить внимание, - состояние кузова. При внешнем осмотре можно составить для себя полную картину, как и где, с какой интенсивностью эксплуатировался автомобиль, в каких передрягах побывал. Нужно учитывать, что кузов - основа основ легкового автомобиля: он несет на себе все агрегаты, да и по цене составляет не менее 40 процентов от всей машины.
Прежде всего, отхожу на несколько шагов назад и окидываю скользящим взглядом боковые поверхности кузова на предмет деформаций. При мимолетном взгляде мелкие дефекты трудно определить, но когда глаза медленно прослеживают поверхность, как луч прожектора, то эти мелочи хорошо фиксируются. Правое крыло когда-то явно замяли и плохо выправили. Крыша в хорошем состоянии: блики расходятся, напоминая своими лучами развернутый веер. Если бы у этого веера лучи имели искривления - это свидетельствовало бы о том, что машина побывала в серьезной аварии. На этом авто крыша ровная. Думаю, автомобиль побывал в небольшом ДТП, после которого подвергся исправлению "оперения" кузова. После предварительного осмотра выясняю также, что автомобиль перекрашивался - это становится особенно заметно, когда хозяин открывает капот. Очевидно присутствие старой краски. Ну что ж, лучшего за эти деньги я и не ожидал.
На крыше и капоте видны небольшие трещинки, которые появляются из-за несвоевременной уборки с них птичьего помета, свежих листьев и почек деревьев. Значит, автомобиль содержался на открытой стоянке, скорее всего, во дворе дома. Владелец этого и не отрицает, более того, он сознается, что последние полгода машину действительно бросал прямо под окном, вследствие чего буквально вчера автоворишки вырвали магнитолу.
Щупаем железо
Далее проверяем крылья и пороги на предмет выявления коррозии. Многие советуют использовать для этого шило или даже гвоздь: если удается легко проткнуть порог, значит металл сгнил окончательно и бесповоротно. Некоторые для этой цели используют магнит, завернутый в ветошь. Там, где он плохо прилипает - дыра замазана шпатлевкой. После тщательного осмотра следы незначительной коррозии обнаружены только на одном крыле. Все остальное - либо хорошо замазано, либо и вправду целое.
Мой знакомый в это время осматривает салон. По состоянию интерьера можно представить и пробег автомобиля, и то, как к нему относился прежний хозяин. Я же осматриваю двери. Налицо небольшой перекос всех дверей. Я списываю это на усталость металла, все-таки машина явно не молода. Забираюсь в салон. Если сиденье водителя продавлено больше, чем другие, то можно предположить, что машина использовалась в качестве "такси" или для другой работы. Сильнее продавлено сиденье пассажира, а водительское кресло выглядит сносно. Скорее всего, это говорит о том, что постоянным пассажиром водителя был большой, грузный человек. Все механизмы регулировок спинки и подушки сиденья действуют исправно, без заеданий и не требуют применения больших усилий. С
четчик спидометра показывает 42 тысячи километров. Вероятно, это уже второй круг, будем надеяться, что не третий или четвертый. Вообще, зная дату начала эксплуатации автомобиля (в техническом паспорте она обязательно проставляется), можно оценить приблизительно общий пробег. Из практики известно, что пробег колеблется от 10 до 30 тыс. км в год. Значит, за 10 лет выходит, от 100 до 300 тысяч километров. Более точно установить сложно.
В целом внешний осмотр можно смело оценить как удовлетворительный. С этим согласен и мой знакомый автомеханик. Следующая важная деталь в автомобиле - двигатель.
Слушаем мотор
Осматриваем подкапотное пространство. Мой знакомый даже умудряется залезть под низ и ощупать поддон защиты на предмет обнаружения подтеков масла. Все сухо.
Просим хозяина машины запустить мотор. После нескольких минут прогрева прислушиваемся к его работе: нет ли стуков в клапанном механизме или в шатунно-поршневой группе. Кажется, все нормально. Движок прогрет, частота вращения коленчатого вала установилась и даже несколько повысилась по сравнению с первоначальной, стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости показывает более 70°. Можно начинать дорожные испытания.
Перед началом движения проверяю работу сцепления и тормозного механизма. Нажимаю на педаль сцепления и прислушиваюсь: если появится шипящий звук, значит, упорный подшипник вышел из строя и его придется менять. Все тихо. Включив первую передачу, проезжаю несколько метров, останавливаюсь и проезжаю назад. Слушаю: если раздастся щелчок - значит, в трансмиссии большой износ (звонкий звук скажет о проблемах в карданной передаче, глухой - в коробке передач или в мосту).
Посторонних звуков не слышно. Далее нужно проверить механизм сцепления. Ставлю автомобиль на стояночный тормоз и пытаюсь тронуться со второй передачи. Если двигатель продолжает работать, а автомобиль не перемещается - диск механизма сцепления имеет повышенный износ. Но машина едет вперед, ручник оказался нерабочим.
Испытано омскими дорогами
Выезжаем на дорогу. Асфальт здесь не ремонтировался, наверное, уже лет десять-пятнадцать. Разбитая в клочья улица помогает нам оценить состояние подвески. Резких щелчков и звонких стуков при прохождении ухабов не слышно. Мой знакомый, сидя сзади, отмечает хорошую работу задних амортизаторов. Добравшись до сносного асфальта, разгоняюсь до 60 км/ч. Автомобиль начинает резко тянуть вправо. Причем чем больше скорость, тем увод становится сильнее. Поэтому от дальнейших испытаний на высоких скоростях решено отказаться. Продавец уверяет, что причина в неправильно выставленном развал-схождении. Знакомый предлагает осмотреть "ходовку". Заезжаем на эстакаду и смотрим переднюю подвеску. После изучения выясняем причину - трещина в передней балке, изношены шаровые опоры, болтаются рулевые наконечники. Подумав, мы предлагаем хозяину машины "уронить" цену на машину с учетом стоимости ремонта. Сходимся на сумме в 45 тысяч. Теперь в ГИБДД - сниматься с учета.
После всех передряг со снятием и постановкой на учет, приезжаю на СТО. Здесь проверяют ходовую: к найденным нами неполадкам добавилась замена реактивных тяг, средней тяги и крестовины кардана. Цена ремонта вместе с запчастями вышла в шесть тысяч рублей. Таким образом, мы ошиблись на тысячу рублей. После регулировки развал-схождения "шестерка" стала более предсказуемой, и мы отправились ее "обмывать".
У каждого авто свои болезни
Главный плюс подержанного автомобиля в сравнении с новым - более низкая цена. Однако, покупая такую машину, нужно быть готовым к тому, что вместе с ним вы покупаете и букет его "болячек", которые впоследствии будут в той или иной мере отравлять вам жизнь. Причем выясняется, что для каждого отдельного автомобиля характерны свои проблемы. Причем совершенно разные: с одним дефектом можно ездить не один год, даже не подозревая о нем, а с другим вообще нельзя. К примеру, через пару дней я выяснил, что у купленного авто просто зверский аппетит (18 литров на сотню). Пришлось перебирать карбюратор. А еще через неделю у меня застучал кардан и появился звон распредвала. На следующий день обнаружились серьезные проблемы с электрикой. Последние привели к замене аккумуляторной батареи, ремонту генератора и стартера.
Так что еще неизвестно, не ошибся ли я, сделав ставку на этот автомобиль. А может быть, проще и выгоднее было взять кредит и купить новую машину?
Александр ЛОГОВАЗ
|