Виновники аварий
Пешеход, согласно п. 1.2. ПДД, - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее никакой работы. Он является участником дорожного движения и должен действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения, т.е. выполнять все требования, устанавливающие порядок пересечения проезжей части (п.п. 1.5., 4.5., 4.6. ПДД). Однако большинство ДТП происходит именно по вине пешеходов. Основными нарушениями с их стороны являются:
переход в неустановленном месте или вне пешеходного (подземного) перехода;
неожиданный выход на проезжую часть из-за здания или транспортного средства;
переход проезжей части в нетрезвом виде.
Виновниками аварии выступают и водители. Это случается из-за превышения скорости, по невнимательности, при езде в нетрезвом виде или на неисправном автомобиле. Водителя могут ослепить и на время дезориентировать блики фар встречного транспорта. В условиях непогоды ситуация риска на дороге усугубляется.Пешеход всегда прав?
Какова же ответственность пешеходов и водителей?
Вина пешехода в ДТП наступает лишь в том случае, если в его действиях имеются нарушения ПДД, вызвавшие аварию. Для пешехода в Административном кодексе существуют две статьи, предусматривающие штрафы. Пешеход - виновник аварии может лишиться 3-х МРОТ (минимальный размер оплаты труда) за "действие, повлекшее по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего". В остальных случаях пешеходу грозит штраф в размере от 0,5 до 1 МРОТ или обычное предупреждение ин-спектора ДПС.
Согласно Уголовному кодексу РФ пешеходы могут быть наказаны только по статье за "нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта". Здесь наказание может варьироваться в зависимости от тяжести наступивших последствий в виде ограничения свободы до 3 лет, ареста на 2 или
4 месяца, либо лишения свободы на срок до 7 лет. К владельцам автомобилей закон относится гораздо строже. Это вызвано тем, что водитель управляет источником повышенной опасности. Он прошел соответствующую подготовку, поэтому принимает на себя ответственность за все последствия своего управления. Админи-стративный кодекс содержит около 30 статей, по которым водители могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 20 МРОТ или лишиться прав на срок от 2 месяцев до 1 года. Согласно УК РФ за "нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств" водитель может лишиться свободы на срок от 2 до 10 лет, в зависимости от наступивших последствий. Если потерпевший остался жив, наказание будет более мягким - ограничение свободы или арест на срок от 3 до 6 месяцев.
Кроме того, и водитель, и пешеход несут гражданско-правовую ответственность согласно статье 1064 ГК РФ. Здесь говорится о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Следует помнить, что любое ДТП, связанное с наездом на пешехода, не свидетельствует автоматически о виновности водителя и не всегда уголовно наказуемо. Любая авария расследуется с разных точек зрения. Для оценки действий водителя при наезде на пешеходов, в частности, учитывается:
- Когда и с какого места он воспринял аварийную ситуацию.
- Принял ли меры по предотвращению ДТП, и насколько они были своевременны и эффективны.
- В каком состоянии находился водитель в момент ДТП.
- Его отношение к наступившим последствиям.
Не скрывайтесь
Что же делать, если подобное ДТП все же произошло?
- Ни в коем случае не пытайтесь скрыться с места происшествия.
Кроме очевидцев ДТП, всегда остается много другой следственной информации. Это может быть краска автомобиля, ГСМ, осколки фар или стекла, то есть то, что создается при любом контакте, ударе. ГИБДД обменивается информацией с уголовным розыском, и, рано или поздно, водитель-"аварийщик" будет обнаружен. Тот, что скрывается с места аварии, усугубляет свое положение тем, что на него ложится ответственность за скрытие с места ДТП.
- Немедленно остановитесь, обозначив аварийную остановку возможными средствами (аварийная сигнализация, знак аварийной остановки).
- Примите меры к экстренному оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Ни при каких обстоятельствах не оставляйте их без помощи, иначе вы рискуете понести уголовную ответственность за оставление в опасности. Если вызвать "скорую помощь" невозможно - примите меры к доставке потерпевшего в медучреждение.
- До прибытия сотрудников ГИБДД не убирайте автомобиль с места ДТП, даже если он стал причиной пробки.
- Примите все меры к сохранению следов ДТП, запишите, по возможности, фамилии и адреса очевидцев аварии.
- Вызовите сотрудников ГИБДД и оставайтесь на месте до их приезда.
- Если пешеход - виновник аварии пытается скрыться с места ДТП, по возможности задержите его и привлеките свидетелей.
Очень часто бывает, что пешеходы скрываются с места аварии, записав номер автомобиля. А в последствии, обращаясь за помощью в медучреждение, обвиняют водителей в причинении телесных повреждений и исчезновении с места ДТП.
Что делать?
Если пешеход-нарушитель не пострадал и ссылается на отсутствие документов, инспектор ДПС должен сопроводить нарушителя в ближайшее отделение милиции для выяснения личности и составления протокола.
Как вести себя при расследовании ДТП на месте аварии:
примите самое активное участие в оформлении документов.
При аварии с наездом на пешехода особо точно должна быть составлена схема ДТП. В ней обязательно должны быть отражены следы торможения и волочения, направление движения участников ДТП и др. Отсутствие тормозного пути эксперты могут расценить как факт того, что пешеход появился перед машиной внезапно, а водитель не успел среагировать и предотвратить наезд;
любое несогласие с действиями должностных лиц, составляющих документы, должно быть отражено во внесенных по вашему требованию замечаниях.
Обязательно должны быть учтены все нюансы поведения пешехода - шел ли справа налево, или наоборот, с какой скоростью, один или с кем-то, нес что-нибудь или нет, был ли трезв, его возраст и др. Данные факты влияют на определение вины участников ДТП;
не давайте никаких письменных обязательств, кроме своих данных;
ни при каких условиях не подписывайте чистые бланки документов;
если сотрудник ГИБДД ведет себя некорректно и т.п. - обжалуйте его действия надзирающему за органами ГИБДД прокурору (обычно это районный прокурор);
примите активное участие в привлечении свидетелей - очевидцев ДТП.
Данные о них обязательно должны присутствовать в протоколе;
на месте ДТП никогда не признавайте свою вину даже если она, на первый взгляд, ложится на вас.
Помните, виновность в ДТП устанавливают не участники, а ГИБДД или суд после расследования всех обстоятельств дела;
при рассмотрении дела в суде вы вправе требовать проведения судебной автотехнической экспертизы, она позволит установить наличие или отсутствие у водителя возможности уступить дорогу или предотвратить наезд. Эксперт восстановит весь механизм ДТП и даст оценку действиям участников аварии.
И, наконец, помните: при обязательном страховании гражданской ответственности страховая компания обязана возместить ущерб как водителям, пострадавшим по чужой вине в ДТП, так и пострадавшим пешеходам. Причем выплаты будут производиться даже в тех случаях, когда пешеход сам виновен в ДТП.
Если же страховая компания отказывает в выплате, и пострадавший пешеход обращается с иском к водителю - причинителю ущерба, требуйте в суде привлечения страховой компании в качестве соответчика. А лучше - обратитесь за помощью к квалифицированным юристам - специалистам по делам, связанным с ДТП.
|