Устройство автомобилей-хлебовозов и их работа в Омске
Стратегический транспорт
Этих автомобилей на наших улицах, пожалуй, не меньше пресловутых «маршруток». Небольшие, маневренные, разукрашенные в своем большинстве рекламой пекарен и хлебозаводов, они, словно муравьи, снуют от магазина к магазину, от ларька к ларьку, выполняя свою нелегкую работу. Более миллиона человек в городе ежедневно потребляют хлеб, поэтому не будет преувеличением сказать, что автомобили, развозящие этот продукт, являются стратегическим транспортом. Этого же мнения придерживается и государство, определяющее для хлебовозов строгие санитарные правила относительно устройства и порядка перевозок хлебобулочных изделий. Требования главным образом нужны для того, чтобы во время доставки в магазин хлеб не запылился, оставался чистым, сухим и сохранил форму. Утвержденные еще в 1976 г. правила перевозки хлеба остались практически в неизменном виде, на них опираются гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов, действующие с 2001 г.
Гигиена перевозки
Хлеб должен перевозиться исключительно в фургонах, которые оборудованы направляющими приспособлениями для установки лотков. В такие автомобили ничего другого, кроме хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий, грузить нельзя. На самом фургоне должна обязательно содержаться информация о том, что в нем перевозится хлеб.
Существуют также определенные сроки выдержки хлебобулочных изделий, необходимые для подготовки их к перевозке в автомобиле после выемки из печи. Хлеб в среднем должен выдерживаться не менее 1 часа и не более 14 часов, иначе может измениться его форма. После разгрузки водитель обязан очистить кузова, а раз в месяц продезинфицировать.
Рынок диктует
В период плановой экономики перевозку хлеба в Омске осуществляло единственное автотранспортное предприятие ПАТП-5, которое также занималось обслуживанием автомобилей-хлебовозов. Порядок взаимной работы производителей и перевозчиков выглядел примерно так: хлебозаводы подавали заявки с указанием требуемого количества машин на следующий день, которые подавались к подъезду предприятия в точное время. Хлеб возили круглосуточно крупными партиями в одни и те же магазины, маршруты движения и количество машин не менялись годами.
Транспортом служили большие «ЗИЛы» и «Газики», в их фургонах умещалось порядка 160 лотков для хлеба, в каждом лотке по 16 буханок. Для транспортировки хлеба в районы области к таким машинам цеплялись дополнительно фургоны-прицепы.
Поскольку во всех крупных городах перевозка хлеба осуществлялась одинаково подходили большими партиями, круглосуточно, с использованием огромных фургонов со множеством лотков, то и автомобильная промышленность стала изготавливать для этих целей специальные хлебовозы. Это были фургоны на базе ЗИЛ, в которых лотки грузились не сразу в фургон, а сначала в выдвижной контейнер, похожий на шкаф, который потом погрузчиком поднимался с земли и загружался в фургон. Такие автомобили контейнерного типа значительно облегчали работу грузчикам. Сейчас таких автомобилей в распоряжении хлебозаводов остались единицы.
С появлением на рынке негосударственных хлебозаводов, множества мини-пекарен и тысяч мелких магазинов и магазинчиков транспортировка хлеба стала одним из звеньев процесса подачи продукции потребителю. Практически у каждого предприятия-пекарни в настоящее время есть собственный автопарк. Хотя какую-то часть автомобилей заводы, как и раньше, арендуют. На каждом предприятии эта задача решается с позиции экономической выгоды производства.
Типы машин
В целом все современные хлебовозы можно разделить на две основные группы: с задней загрузкой лотков и с боковой загрузкой лотков. Автомобили с боковой загрузкой – заводские, в них, как правило, четыре двери, открывающих четыре самостоятельных отсека, в каждом из которых есть металлические направляющие для лотков с хлебом. Машины с задней загрузкой – это переделанные на предприятиях различные виды фургонов под хлебовоз.
Автомобили, которые под перевозку хлеба мастерят из обычных фургонов, мало отличаются от оригинальных заводских. Металлическая конструкция направляющих полок для деревянных лотков прикручивается к внутренним стенкам фургона. Удобство такого устройства заключается в том, что при необходимости оно легко может быть демонтировано и фургон примет первозданный вид.
Самая популярная модель — хлебовозный фургон на шасси ГАЗ 3302 «Газель» грузоподъемностью 1410 кг. В его фургон умещается 84 лотка с хлебом. В Омске практически не встречается заводских хлебовозных фургонов на шасси ЗиЛ 5301 «Бычок», в котором умещается 180 лотков с хлебом. Видимо, такие машины оказались по вместительности больше требуемого производителю.
Но для некоторых мини-пекарен и «Газель» со своими размерами ни к чему. Достаточным является и хлебовозный фургон, переделанный из «Москвича-каблучка», который вмещает всего 30 лотков. Еще недавно можно было увидеть, как продукцию ЗАО «Марс» перевозили в фургонах-прицепах к «Газелям». Такие фургоны легко превращаются в передвижные мобильные киоски, для продажи хлеба, а на ночь их без проблем можно увезти в гараж, подальше от проказ ночных прохожих.
В ЗАО «Румянов» используют хлебовозы на базе дизельных Ford Transit. Автомобиль удобен в погрузке, ее обеспечивают большие сдвижные двери по бокам и распашные сзади. В небольших легких пластиковых ящиках хлеб, легче разгружать, чем в широких деревянных лотках. Для поддержки перевозимой конструкции из составленных пластиковых ящиков с продукцией в салоне Ford Transit имеются жгуты, которые крепятся к потолку фургона и встроенным в пол металлическим кольцам.
Наличие собственного транспорта у производителей хлеба помимо информации о продукции в фургоне, которая по требованиям обязательно должна быть на хлебовозах, позволило им размещать логотипы предприятия, контактные телефоны, фотографии изделий, что одновременно служит дополнительной передвижной рекламой.
Работа водителей
Гигиенические требования строги и к людям, ответственным за перевозку хлеба. Так, водитель хлебовоза должен работать в специальной одежде, иметь санитарную книжку, проходить дважды в год медицинский осмотр. Если сравнивать работу водителей автомобилей-хлебовозов двадцать лет назад и сейчас, трудно сказать, кому приходится легче. Машины стали комфортабельнее, груза меньше, нет ночных смен. Вместе с тем, стало больше маршрутов. За каждым водителем закреплен маршрут передвижения с 10-15 торговыми точками, которые водитель объезжает дважды в день. Если раньше в магазинах обязательно были грузчики, то сейчас работу по выгрузке хлеба входит в функции водителя. Иногда ему приходится за привезенный хлеб получать деньги, что добавляет ответственности.
Зато жизнь потребителей улучшилась однозначно. Хлеб продается везде, доставляется вовремя и в необходимом количестве.
Татьяна Богатова
История
Производство заводских хлебовозов началось в 30-х гг., когда вслед за освоением грузовиков универсального назначения возникла необходимость выпуска на их базе специализированных автомобилей, то есть машин, специально приспособленных для перевозки определенных видов грузов. Хлебовозы изготовлялись небольшими разрозненными кузовными мастерскими по кустарной технологии: деревянный каркас, обшитый стальным листом, смонтированный на раме грузовика.
|