Как выяснилось, предприниматели предпочитают хранить разрешительные документы у себя в сейфах, поскольку боятся за их сохранность в летних кафе.
Сегодня, 28 июня, специалисты департамента городской экономической политики омской мэрии, члены общественных организаций прав потребителей и сотрудники МЧС завершили мониторинг состояния летних кафе в Омске. С 14 июня специалисты комиссионно объехали все округа, а сегодня их ждало 16 "летников" Центрального административного округа.
Сотрудник департамента городской экономической политики мэрии Омска Иван Седлик пояснил, что рынок летнего общественного питания в городе устоялся, число "летников" в последние годы сократилось со 100 с лишним до 65 точек в этом году. И, как говорят в департаменте, этого хватает, чтобы удовлетворить спрос населения. При этом власти стараются не допустить появления нелегальных кафе на улицах города, ведь они занимают землю, нарушая при этом порядок предоставления земельных участков под сезонные объекты общепита. Предприниматели должны заключать договор с департаментом имущественных отношений, если речь идет о муниципальной земле под кафе. В случае неразграниченных земель бизнесмену прямая дорога в главное управление по земельным ресурсам региона.
На первой точке, расположенной на улице Завертяева, 28, комиссию ждал заставленный стульями вход. Внутри темно и пусто, сказывается ненастная прохладная погода и ранний час приезда. Самое напряженное время для летних кафе вечером. По утрам же большинство палаток не работает. Другое дело, что начальник отдела экономики и торговли администрации ЦАО Ренат Мухамеджанов с вечера предупредил хозяев "летника". Только через 20 минут Мухамеджанову удалось дозвониться до владельцев кафе. На том конце провода обещают приехать через пять минут. До этого Мухамеджанов и инспектор МЧС Андрей Уваров продолжают осматривать потухший мангал с остатками пепла. Через некоторое время появляется управляющий кафе, который представляется Дагиком Саркисяном и мнет в руках листок с ИНН.
Иван Седлик представил участников осмотра, а представители общественных организаций поинтересовались, какие документы есть на кафе: бумаги на собственность, санкнижки, сертификаты, подтверждающие качество продукции, договоры сотрудников.
Управляющий Саркисян опустил глаза на свой ИНН и потянулся в карман за мобильным телефоном.
- Вот у меня есть телефон собственника, Ара Галстян его зовут, все документы у него. Я могу тут только шашлык и пиво показать, других продуктов у меня нет, - ответил Саркисян.
Управляющий Саркисян еще несколько раз повторил, что не продает здесь продуктов, а шашлык покупает в соседней "Ленте". Также он добавил, что все вопросы нужно решать через собственника Ару Галстяна, мол "ему может позвонить кто угодно, даже министр".
- У тех коммерсантов, кто давно работает, уже замыливается глаз, - попытался оправдать Галстяна Иван Седлик, - Вот он думает, раз у него все документы есть и рядом в сейфе лежат, значит все в порядке. А нет, они здесь должны быть, в заведении.
У члена Омской общественной организации защиты прав потребителей Людмилы Кислициной тоже нашлись претензии к Галстяну . Во-первых, на палатке нет никакого информационного стенда и опознавательных знаков, кто владеет заведением. Не обнаружилось книги жалоб, или, как ее назвал Седлик, "уголка потребителя".
- Ценники на продукцию оформлены неправильно. Бумажки с цифрами - это не ценник, там должны быть хоть какие-то реквизиты хозяина кафе, - рассказала Людмила Кислицина.
На вопросы, какие санкции теперь будут применяться к нерадивым рестораторам, Седлик ответил, что у мэрии нет задачи наказать предпринимателей. Этот мониторинг не карательный, а предупредительный, чтобы коммерсанты могли исправить имеющиеся недочеты, а жители Омска получали качественные услуги общепита в соответствии с действующими нормами законодательства. Если нарушения не будут устранены, в дело вступит общество прав потребителей, которое впоследствии может подключить к проверкам УМВД города Омска и Роспотребнадзор, которые установят факты нарушений и примут меры административного воздействия.
На втором объекте, в амурском поселке, на улице 21-я Амурская, комиссия увидела аналогичную ситуацию - двери в кафе открыл пожилой сторож, но никого со стороны хозяина комиссия так и не дождалась. Зато на полу возле столиков обнаружилось подозрительное пятно, похожее на засохшую кровь. Сотрудник МЧС Андрей Уваров обошел палатку кругом и вернулся к комиссии с вердиктом. Мангал для шашлыка примыкает почти к самой палатке, а огнетушителя на случай, если полог загорится от углей, нет. Кроме того, сама палатка стоит слишком близко к соседнему зданию. По правилам между ними должен быть 15-метровый просвет. Но из положительных моментов все отметили, что в "летнике" хотя бы есть туалет. Правда, платный. Документов в палатке обнаружить, разумеется, не удалось.
Хозяева заведений начали появляться только ближе к центру. В кафе у КДЦ "Маяковский" собственник вышел навстречу комиссии и сразу же представился: "Здравствуйте, меня зовут Грачик Абрамян. Хотите чай или кофе?". Спокойствие хозяина было вполне обосновано, комиссия не нашла у него серьезных нарушений. Абрамян работает на этом рынке уже два года и знаком с требованиями. Документы на собственность и санкнижки нашлись почти сразу. В заведении обнаружились раковина и туалет. Правда, у МЧС все равно нашлись претензии. Как сказал Уваров, огнетушители есть, но они только для вида. При осмотре оказалось, что они разряжены.
Вообще, большинство предпринимателей при отсутствии каких-то документов ссылались на то, что на момент осмотра кафе еще не оказывает услуги, или вообще только пару дней как установлено, и только поэтому те или иные документы не на месте. Хотя, как считает Людмила Кислицина из общества защиты прав потребителей, это связано с тем, что предприниматели работают спустя рукава и больше заботятся о прибыли, чем о клиентах. Также, по ее словам, жалобы на уличный общепит чаще всего касаются качества и вида получаемой еды, громкой музыки, чистоты заведений.
При этом похвалы участников осмотра заслужили веранды, которые размещаются при стационарных ресторанах или кафе. Там, где круглый год работают профессионалы, есть и все необходимые официальные документы и санитарные книжки официантов, и книга отзывов посетителей, и, как говорит администратор, нужно заранее записываться, чтоб провести время в пятницу вечером.
28 изображений
|