Черепахи и попугаи, ёжики, совы, косули – этих и многих других обитателей детского зоопарка бросили их прежние хозяева. Зачем, почему, выяснял обозреватель «Вечёрки».
Шекспиру и не снилось
– Мама, смотри, – лысая птичка! – пятилетняя Леночка тычет пальчиком в сторону одного из вольеров.
– Это птенец, – отвечает дочке женщина лет тридцати с небольшим. – Он голый, потому что недавно из яйца вылупился.
То, что «птенчик» размером с бройлерного цыпленка, женщину не смущает.
– Наверное, страус, – делает вывод она. – Австралийский эму.
Это название дама увидела на табличке, которая украшает расположенный рядом вольер. Птица в нем обитает действительно крупная – метра, наверное, полтора в высоту, – но к страусам она не имеет ни малейшего отношения. Как, впрочем, и к лысому «птенчику».
– Да это же попугай, причем взрослый! – говорю я, показав на него. – Неужели по клюву не видно?
Лена в ответ задорно смеется. Мама девочки, напротив, краснеет и быстро уводит малышку к другому вольеру.
Как выясняется, насчет родословной «птенца» я был прав на все сто.
– Малый желтохохлый какаду, – подтверждает мою догадку заведующая детским зоопарком экоцентра Евгения КИСТЕНЁВА. – Зовут Петрушей.
Зачем попугай сам себя ощипал «под Федора Бондарчука», точно не знает никто. Одни говорят, что ему не хватало каких-нибудь витаминов и микроэлементов, другие – что это от нервов. Мне же больше понравилась третья версия. Оказывается, Петруша долгое время жил в многодетной семье, но, когда дети выросли, стал в доме лишним. Сунув какаду в клетку, хозяева принесли его в экоцентр. Говорят, что, потрясенный предательством, попугай таким образом якобы решил выразить бывшим хозяевам свое «фи».
– А еще эти птицы очень ревнивы, – поясняет мне Кистенёва. – Гоша, к примеру, пострадал из-за этого.
Гоша – это какаду Гоффина, и, как все крупные попугаи, он требовал от владельцев повышенного внимания. Пернатый Отелло ревновал их ко всем, даже к внучке хозяина. Эту пятилетнюю девочку попугай гонял по квартире, кусая за пятки. Шекспиру такая любовь и не снилась, но домочадцам подобное проявление чувств не понравилось. Теперь Гоша с Петрушей соседи. У них и вольер общий, и миска.
К слову, есть попугаям лучше лишь то, что дают им сотрудники экоцентра. Как, впрочем, и всем остальным животным и птицам из детского зоопарка. А то ведь посетители могут так угостить, что копыта откинешь.
Благими намерениями…
«Не кормите животных! Сохраните им жизнь!» – эти плакаты висят по всей территории экоцентра. В том числе и рядом с вольером, где содержится пони Настя. Она на собственном опыте испытала, к чему может привести такая вот доброта посетителей.
– Несколько лет назад на День города омичи накормили Настю ранетками, – вспоминает Евгения Николаевна. – Она едва не погибла.
А козу Марту периодически пробуют угостить сигаретами. Причем не мальчишки, а вполне себе взрослые дяди. Правда, теперь, когда курение на территории детских учреждений по закону запрещено, таких случаев стало меньше. Зато желающих одарить животных какими-нибудь отходами не убывает.
– Таких «заманчивых» предложений хватает, – говорит заведующая детским зоопарком. – То фрукты подгнившие привезут, то мясо испорченное. А однажды после Нового года пригнали КамАЗ с елками и разгрузили у наших ворот.
Новый год для сотрудников экоцентра – особая тема. В год Крысы, к примеру, их завалили этими грызунами, в год Кролика – кроликами. Люди дарят друг другу животных, ставших символом года, а потом не знают, куда вот такие подарки девать. Слава богу, что в год Свиньи или Лошади такой традиции пока нет. Хотя иногда в экоцентр приводят и этих животных.
– Однажды две девочки лет по четырнадцать предложили купить у них по дешевке лошадку, – рассказывает Евгения Кистенёва. – Нам это показалось весьма подозрительным.
Отказываться от лошади сотрудники экоцентра не стали, но попросили девочек подождать. О том, что вызвали полицейских, им никто не сказал. Как позже выяснилось, эту лошадку подростки украли. На то, чтобы найти ее хозяина, ушло две недели.
А водяных черепах, которых принесли в экоцентр омичи, поселили в террариум к крокодилу. Или, точнее, к полутораметровому крокодиловому кайману по имени Гена. Он черепашек, конечно, не съест, но ведь и другом не станет.
Проклятие Гарри Поттера
Эти маленькие – размером с пятак – черепашки сегодня, наверное, самые популярные рептилии в Омске. Их продают и на рынках, и в зоомагазинах. Живые игрушки идут нарасхват, но что с «тортиллами» делать потом, когда они вырастут?
– Их несут к нам, – вздыхает Евгения Николаевна. – Приходят и прямо с порога: «Мы хотим вам помочь, подарить черепашку…»
Выгнать из дома бывшего друга – это предательство, а тут вроде как благотворительность получается. В террариуме у Гены сейчас ползает уже несколько брошенных черепах размером с тарелку. Тех самых, которые прежним хозяевам стали уже не нужны.
Бывших домашних любимцев в экоцентр приносят не так уж и редко. Омичи для таких вот бедняг даже термин придумали: животные секонд-хенд. Это лучше звучит, чем жертвы предательства.
– Все наши крупные попугаи, за исключением ары, как раз из таких, – говорит Кистенёва. – Черепахи, которых вы только что видели, – тоже.
А совы пострадали от фильмов и книг про Гарри Поттера.
– Когда он был на пике своей популярности, нам часто звонили и умоляли продать хоть какую-нибудь сову, – вспоминает Евгения Николаевна. – Причем даже не дети, а взрослые.
Получив отказ, фанаты юного мага ехали на природу и ловили птенцов ушастой или болотной совы. О том, что сова – не игрушка, мало кто думал. Позже, когда жить с дикими птицами под одной крышей становилось невмоготу, их несли в экоцентр.
Примерно таким же путем в детском зоопарке появляются ежики. Поймают такого беднягу в лесу, привезут в город, а потом не знают, что делать с колючим питомцем. Однажды женщина принесла в экоцентр ежика, чуть ли не плачет. «Малины дала – не ест, капусты порезала – отказался. Муж грибочков принес, а ежик в их сторону и не смотрит! А самое главное, ночью он бегает по квартире, топает, будто слон, и повсюду какашки, какашки, какашки!!!»
И чем, спрашивается, эта женщина думала, когда ловила ежа, чему ее в школе учили? В учебнике по зоологии черным по белому сказано, что еж - это хищник. То есть кормить его надобно не малиной с грибами, а мясом и насекомыми.
Впрочем, по вине омичей страдают не только ежи.
– Приехал мужик, привез теленка косули, – рассказывает Евгения Кистенёва. – Говорю: что же вы его от мамки забрали-то? А в ответ: «Я три часа простоял рядом с ним, а она не пришла. Наверное, бросила».
И невдомек ему, что все это время мама-косуля находилась неподалёку, боясь подойти к собственному детенышу.
Эх, все-таки классик был прав, и омичам действительно надо учиться, учиться и еще раз учиться. Ну, хотя бы затем, чтобы от них не страдали ни в чем не повинные звери и птицы.
**
|