У подростков новое хобби. После уроков они слетаются в гипермаркеты, чтобы на спор стащить что-нибудь. Кто и зачем играет в криминальные игры, откуда к нам занесли эту заразу и что грозит за подобные «шалости», выяснял обозреватель «Вечёрки».
По минному полю
Без труда и жизнь не в радость. Так говорили лет тридцать назад, но сейчас у тинейджеров другие любимые поговорки. Допустим, «не пойман – не вор». Однако шестнадцатилетней Иришке не повезло, ее взяли с поличным. Девочка попыталась вынести из гипермаркета шоколадку, не заплатив, но угодила в руки охраны.
– Это Марина во всем виновата! – твердила Иришка. – Она предложила стащить что-нибудь ради прикола.
Марину, кстати, тоже поймали. Теперь подруг-приколисток ждет «занимательная» беседа в отделе полиции.
Шоплифтинг – так называется новое криминальное увлечение омских тинейджеров. В переводе на русский – воровство в гипермаркетах. К нам эта зараза попала из США и быстро распространилась среди подростков. Воруют они не от голода – ради спортивного интереса. Для фанатов шоплифтинга гипермаркет – излюбленное место охоты, а охрана лишь возбуждает азарт.
– По магазину идешь, как по минному полю, – поделился пятнадцатилетний Андрей, шоплифтер со стажем. – Одно неверное действие, и тебе уже крутят руки. Но если сумел обмануть и с добычей уйти, то ты победитель, ты самый лучший. Тебя так и прет, и круче этого чувства нет ничего.
Вернувшись с охоты, подростки выкладывают свои впечатления в интернете. Там же делятся опытом с новичками, которые только еще собираются украсть свою первую шоколадку. К слову, в сети можно договориться и о совместном походе на дело. На крайний случай продвинутые товарищи посоветуют, куда лучше идти. Собственно говоря, таких мест у нас не так много.
Воруют все!
Кировский округ – вот настоящее эльдорадо для омских фанатов шоплифтинга. «Лента», «Икеа», «Мега», «Ашан» притягивают их словно магнит. Неудивительно, что полицейские периодически проводят здесь рейды. Один из них был на прошлой неделе.
– Оперативно-профилактическое мероприятие «Гипермаркет», – пояснил начальник отдела деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Омску Вячеслав СЕНКЕВИЧ. – По его результатам в отношении шести несовершеннолетних составили административные протоколы за мелкое хищение товара.
Но это цветочки. К примеру, в прошлом году в отделы полиции доставили более пятисот малолетних воришек. Из них сорок – за кражи размером более тысячи рублей.
Воруют все: и девчонки, и парни. Причем девочек среди шоплифтеров почти столько же, сколько и пацанов. Они приезжают «на промысел» со всего города. Из тех самых сорока краж, о которых уже говорилось, 37 совершили подростки из других округов.
Более старшие тащат пиво и сигареты. Те, кто помладше, воруют жвачку, конфеты и шоколад.
– Но я не воровка! – возмутилась четырнадцатилетняя Оля. – Мы просто играем.
Девочка хотела пронести мимо кассы пачку «Дирола», но ее поймали за руку. При этом Оля искренне верит, что ничего плохого не сделала. Как оказалось, многие подростки-шоплифтеры избегают слов «украсть», «преступление» и «воровство». Между собой они говорят «освободить» или «вынести» вещь. Ну, в крайнем случае – «стырить». Однако незнание закона не освобождает тинейджеров от ответственности.
– Если сумма украденного не превышает тысячи рублей, то подростка могут привлечь за мелкое хищение чужого имущества, – рассказал заместитель начальника пресс-службы УМВД России по Омской области Алексей КОМАНДЫКОВ. – В этом случае их родителям придется заплатить штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного. Если же сумма украденного более тысячи, а подростку уже есть шестнадцать, то ему грозит до двух лет лишения свободы.
Стоит задуматься, а надо ли так рисковать. И вообще, зачем омским тинейджерам американский шоплифтинг?
Всем ветрам назло
Мода – вот одна из причин, толкающих подростка на воровство. Папы этих ребят прыгали с парашютом, старшие братья бегали на флешмобы, а они устраивают набеги на гипермаркеты.
Однако есть и другая причина для столь криминального увлечения.
– В этом возрасте подростки остро чувствуют социальную несправедливость, – пояснил врач-психотерапевт Валерий БАБИКОВ. – Диссонанс между тем, что сложилось у них в головах, и реальностью побуждает на бунт.
Чтобы выразить свой протест, тинейджеры специально нарушают табу, существующие в нашем обществе. Допустим, запрет на воровство. В этом случае бунтарские настроения проявляются через шоплифтинг.
Но и это – не всё.
– В возрасте от 14 до 16 лет у подростков еще не сформировано правовое сознание, – рассказал Валерий Геннадьевич. – Они просто не понимают, что делать можно, а что под запретом.
Воровство в гипермаркетах для тинейджеров не преступление, а игра. Только закон, как уже говорилось, считает иначе. Даже тем, кого не посадят, все же придется ответить за детские шалости. Фанатам шоплифтинга, когда-то стоявшим на учете в полиции, уже не попасть на службу в спецназ; их не возьмут на работу в суд или прокуратуру, не примут на солидные должности в банки и крупные предприятия. Украденная на спор жевательная резинка может испортить подростку всю жизнь. Так, может, лучше не рисковать и выбрать более безопасное – и законное! – увлечение?
КСТАТИ
Крадут и не краснеют
Существует множество типологий магазинных воров. Мы предлагаем некоторые из них.
* По мнению некоторых исследователей, люди, крадущие в гипермаркетах, делятся на две категории. Первая – это те, кто выносит товар из магазина. Вторая – те, кто потребляет его прямо в торговом зале.
* Другая группа исследователей предлагает свою типологию. По их мнению, всех посетителей в магазине нужно делить не на две, а на три категории. То есть одни приходят сюда покупать, другие – воровать, а третьи – заниматься искусством.
И, наконец, типология магазинных воров от Википедии:
– воры-любители, воруют исключительно для личного потребления и в небольших количествах;
– оппортунисты, могут украсть при благоприятном стечении обстоятельств (к примеру, когда в магазине отключили неожиданно свет);
– клептоманы, то есть обладатели необычной болезненной тяги к воровству;
– шоплифтеры, которые воруют ради игры, экстрима;
– наркоманы и бомжи, у которых нет денег, а какая-то вещь им жизненно необходима;
– профессионалы.
*
|