Что предпочитают пить омичи, чем различается селёдка из разных океанов и можно ли отучить продавцов хамить покупателям? Чтобы выяснить это, я напросился на стажировку в известный магазин, расположенный в Амурском посёлке.
Губит людей не пиво…
Со всех сторон меня окружали бутылки. С пивом и водкой, с коньяком и разнообразными винами – сбылась мечта идиота, как говорил Остап Бендер. А если серьезно, то постигать секреты торговли я начал с винно-водочного отдела.
Пить или не пить? – для тех, кто к нам приходил, этот вопрос не стоял. У них была другая проблема: чем развеять хандру? К примеру, элегантную бабушку интересовали только новинки от производителей коньяка.
– Это наша постоянная покупательница, – обслужив ее, пояснила мне продавец Яна ФАЯНЦЕВА. – Она действительно любит коньяк и хорошо разбирается в нем.
Наутро, как мне рассказали, пенсионерка снова придет в наш отдел. И вовсе не похмелиться, как можно было подумать, а чтобы обсудить с продавцом достоинства и недостатки коньячной новинки. Как говорится, рыбак всегда поймет рыбака, а специалист – специалиста.
Про специалиста я не ради красного слова сказал. Продавца, который не знает всех свойств стоящего на полках товара, за прилавок не пустят. Незнайка просто не сможет помочь покупателям выбрать товар по вкусу. Вкусы же постоянных клиентов Яна Ивановна изучила давно...
Тайна двух океанов
Вот уже несколько лет я пытаюсь раскрыть страшный секрет копченой селедки. Нет, ну правда же интересно, почему в одном магазине она жесткая, а в другом – расползается, едва начнешь снимать шкурку. Может быть, дело в рецепте копчения или же рыба мне попадалась не всегда свежая?
– Ни то, ни другое, – отмела мои версии продавец рыбного отдела Ольга ПЕРМЯКОВА. – Все зависит от места, где ее выловили.
В этот отдел я «сбежал» от Яны Ивановны, чтобы купить себе пару селедок и заодно продолжить собственное расследование их жуткой тайны. Как оказалось, удачно зашел.
– Сельдь бывает тихоокеанская и атлантическая, – просветила меня Ольга Павловна. – Если мясо у нее плотное и нежирное, значит, рыбу поймали в первом из океанов. Если же оно жирноватое, мягкое, нежное – то во втором.
Йй-е-е-ес, бинго, ур-р-ра! Загадка селедок, мучившая меня столько времени, наконец-то разгадана. Но насладиться победой я не успел.
– Вы не подскажете, где здесь можно взвесить покупку? – дернула меня за рукав женщина лет сорока. – Купила фрукты во-о-н там, – махнула рукой куда-то за двери, – но опасаюсь, что заплатила больше, чем надо.
Как оказалось, неподалеку от магазина кто-то поставил палатки, где торгуют овощами и фруктами. К магазину они не имеют ни малейшего отношения, но омичи-то об этом не знают. Зато им явно пришлись не по нраву обсчеты, обвесы и некачественный товар, чем порою грешили в палатках. Всего лишь за месяц в городскую общественную организацию потребителей поступило более десяти жалоб от рассерженных покупателей. Как пояснили в администрации Омска, на некоторых точках весы были подкручены, а клиентов обманывали, как минимум, на 70 граммов.
Все эти «шалости» зафиксировали, отчет ушел в Роспотребнадзор, прокуратуру, Россельхознадзор и администрацию города. Виновные, разумеется, будут наказаны, но дело не в этом. Я всего день работаю в магазине, но мне все равно неприятно, когда из-за отдельных нечистоплотных коллег нас всех считают нечистыми на руку.
Нет, думаю, такой хоккей нам не нужен. А интересно, можно ли так воспитать продавцов, чтобы они не обвешивали и не хамили клиентам?
Диета для котофея
Оказалось, что у сотрудников ну просто шикарные выходные. Не день и не два, а неделя! Эту «военную тайну» мне рассказала продавец Вера ТЕЙЗЕ, работающая в отделе полуфабрикатов. Правда, пахать после отдыха тоже придется неделю, причем с 9 утра и до 9 вечера. И почти все это время нужно стоять за прилавком. У меня, например, уже через пару часов ноги отваливались, а продавцам хоть бы хны. Привыкли, наверное, да и знали они, на что шли.
Просто так, с улицы, сюда не попасть. Все продавцы, как и я, прошли собеседование с директором этого магазина Лидией ЛАПУХА.
– Лучше договориться на берегу, чтобы после не было неожиданностей, – пояснила она. – Те, кто хамит покупателям или хочет обвешивать и обсчитывать их, уходят сразу.
Марина ПЕТРАЧКОВА, работающая в бакалее, пришла сюда не за этим, а за общением. Вот чего-чего, а общения у нее теперь даже с избытком.
– Со многими покупателями мы как друзья, – улыбнулась она. – Приходя за покупками, они мне рассказывают про детей и про внуков, про собак и котов.
Марина Витальевна помогла мне выбрать рис к плову, а заодно и любопытной историей поделилась. Как раз по васек и барсиков.
– Женщина покупала в моем отделе ячневую крупу, чтобы варить из нее кашу для двух своих котов, – рассказала она. – А потом вдруг пропала.
Как позже выяснилось, клиентку на месяц положили в больницу. Пока хозяйка лечилась, за котами присматривали другие люди. Надо ли говорить, что кашей мурлык не кормили? Вместо нее животным давали консервированные кошачьи корма. Кончилось тем, что коты подсели на них, как на наркотики. Привыкнув к такой вот «диете», они на кашу и смотреть не желали.
– Но хозяйка все же смогла обмануть своих подопечных, – продолжила Петрачкова. – Она просто-напросто стала подмешивать эти корма котам в кашу. Получилось и вкусно, и полезно.
…А у прилавка уже появился очередной покупатель. Точнее сказать, покупательница.
– Я тоже пришла за крупой, – обратилась к нам пенсионерка Валентина ЦИМЕРМАН. – Но не за ячневой – за овсяной.
Валентина Михайловна ходит сюда едва ли не каждый день, как и многие местные жители. И за продуктами, и за роскошью человеческого общения. Но зачем, почему? Как пояснил мне другой покупатель, Илья ДАНИЛЕНКО, «к хорошему быстро привыкаешь».
*
|