В библиотеке им. Пушкина прошла отчетно-выборная конференция Омского регионального отделения Союза журналистов России. Открыл конференцию один из старейших омских журналистов, ветеран Великой Отечественной войны Павел Кочергин, пожелавший представителям СМИ успешной работы. С отчетом о проделанной за пять лет работе выступила председатель омского отделения Союза журналистов РФ Татьяна Бессонова.
Лидер омского журналистского союза инициировала и реализовала немало интересных проектов. Во многом ее стараниями появился День омской прессы. Она не раз отстаивала права журналистов в конфликтах с работодателями, властями. Работу председателя и правления регионального Союза журналистов признали удовлетворительной. А Татьяну Бессонову делегаты конференции практически единогласно вновь избрали председателем Омского союза журналистов. Также было выбрано новое правление регионального отделения СЖ.
На конференции прозвучало немало дельных предложений, которые помогут сделать жизнь творческого союза омских журналистов более интересной, а работу общественной организации более эффективной. В частности, было предложено вновь соединить руководство омского отделения Союза журналистов и омского Дома журналиста. Напомним, раньше председатель регионального отделения Союза журналистов руководила и областным Домом журналиста.
*
Превосходный вид на ТЭЦ
Многие не раз видели фотографии омской ТЭЦ-5. Её трубы и градирни видны едва ли не с любого высотного дома в городе. Однако далеко не каждый заметит у самого подножия станции обычную пятиэтажку. А если и заметит, то примет её за производственный корпус. Но на деле это здание не какое-нибудь служебное строение, не контора предприятия, а самый настоящий жилой дом, прямо над которым возвышаются трубы ТЭЦ. Мы выяснили, как в Омске появился дом под трубами и кто в нём живёт.
В конце 60-х и начале 70-х годов в Омске начался бурный процесс жилищного и культурно-бытового, как пишут в книгах, строительства. Естественно, все эти объекты нужно было обеспечивать теплом и электроэнергией. Поэтому было принято решение строить новую станцию. Но не простую, а самую крупную в энергосистеме города, которая должна обеспечивать теплом Центральный, Октябрьский, частично Ленинский и Кировский округа.
Первый ток на станции получили в 1980 году. Но и после этого строительство ТЭЦ-5 продолжалось следующие девять лет. Нужна была квалифицированная рабочая сила, которой в Омске не то чтобы не хватало, но все-таки для реализации такого масштабного проекта требовались специалисты из других регионов. К тому времени желающих поехать в Сибирь поднимать производство и жить в палатках, как это было при строительстве омского нефтезавода, уже не было. Специально для прикомандированных работников у станции построили многоквартирный дом.
Через 35 лет после сдачи дома в эксплуатацию никаких прикомандированных, как и вообще работников ТЭЦ, тут не осталось.
Вообще, глядя издали, трудно поверить, что там живут люди. Но это действительно жилое строение с управляющей компанией, старшей по дому и традиционными для города проблемами. В общем, всё как положено. Несмотря на то, что дом по адресу: 10 лет Октября, 219/1 гордо стоит под клубами дыма.
Мы решили отправиться к дому под трубами, чтобы своими глазами увидеть, как там живут люди. Сворачиваем с «десятилетия» на окружную дорогу. Проезжая через промзону в районе ТЭЦ, мы думали, что там царит уж совсем инфернальная атмосфера – заколоченные окна, людей на улицах нет, а если и есть, то только в противогазах. Однако первое, что мы увидели во дворе, – орава ребятишек, которые катали друг друга на санках и громко смеялись.
Но трубы и градирни ТЭЦ – это действительно доминанта двора. Очутившись здесь первый раз, от них невозможно оторвать взгляд. Мы познакомились с местной жительницей, которая оказалась самым настоящим старожилом этого дома. Татьяна живет тут с 1981 года. В те годы ее муж работал на ТЭЦ. Дом был очень густо заселен.
– Наша семья жила в трехкомнатной квартире с двумя другими семьями, – говорит Татьяна. – Каждому по комнате. У нас даже дети выросли вместе, как в одной большой семье. Потом уже кто-то уехал в другой город, кого-то перевели на другой объект. А мы получили трешку в этом доме. Потом уже все это жилье было приватизировано жильцами. Кто-то продал квартиры, кто-то остался, как мы. Квартиры здесь, конечно, дешевле, все-таки промзона, ну и ТЭЦ - прямо вот она.
Довольно комично выглядят риелторы, которые пытаются продать квартиры в этом доме и при этом скрыть факт его близости от станции. Все объявления о продаже квартир на 10 лет Октября, 219/1, на сайтах недвижимости содержат фотографии кухни, гостиной и т.д. А если и появляется фото двора, то непременно снятое так, чтобы ни в коем случае не было видно ужасающих дымящих труб. К слову, квартиры здесь и правда дешевле. Хорошую трешку можно купить за 1,6 миллиона рублей. Типичный рекламный материал о квартире в доме под трубами обычно ограничивается коротким описанием: «Тихий район, удобная квартира – заезжай и живи». Про близость к ТЭЦ ни слова.
Здешний воздух отличается от воздуха в других районах города. Без всяких измерений можно ощутить запах гари. Хотя местные на жизнь не жалуются – говорят, что «всё уносит ветром» и только в тихую погоду дым оседает.
– На мой взгляд, жить рядом точно не полезно, но сказать, насколько вредно, без конкретных измерений невозможно, – считает известный омский эколог Сергей Костарев. – Нужно проводить довольно сложные расчеты, а затем подтверждать это измерениями. Опасным выбросом является не только то, что видно (дым, зола), но и вполне себе невидимые вещества, например окислы азота (канцероген), причем часть подобных веществ может и не нормироваться (а значит, и не контролироваться), так как не является продуктом сжигания угля, а образуется уже потом – в воздухе. Я сейчас не располагаю данными, но у ТЭЦ должна быть санитарно-защитная зона. Если дом попадает в СЗЗ, то должны обеспечить снижение выбросов или переселение.
Фото автора
**
|