Год назад президент федерации кинологического спорта и спортивно-прикладного собаководства Наталья Чайка при поддержке администрации Омска воплотила в жизнь необычный проект. Тогда никто не знал, насколько удачным окажется это начинание. Даже скептиков удивляют сегодня результаты – десятки благодарных родителей, а главное, маленькие подопечные, которые добились своих целей.
До открытия специализированного центра канистерапия (реабилитация с помощью собак. - Авт.) в Омске развивалась сразу несколькими людьми в разных организациях. Дрессированные собаки посещали различные детские учреждения, где давали показательные выступления, общались с воспитанниками. Единого подхода в работе долгое время не было, поскольку канистерапия - относительно новое для России направление реабилитации. Чуть больше года назад энтузиасты решили объединиться и создали городской центр канистерапии «Лапу, друг», который уже стал партнёром Санкт-Петербургской ассоциации канистерапевтов России. Собаки центра прошли специальное тестирование, а волонтеры – обучение. Теперь они работают согласно мировым стандартам и требованиям. Помещение для занятий выделил департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта администрации города Омска.
- Канистерапия - не волшебство и не игры с собачкой, это труд, очень долгий труд, - подчеркивает президент федерации кинологического спорта и спортивно-прикладного собаководства Наталья Чайка. - Волонтеры видят, какие приходят дети и какими они выходят после годового курса. Это огромная разница. Есть большие победы, есть маленькие шаги, но результат есть у каждого ребенка. Вопрос в том, какую цель мы ставим. А цели действительно разные. Собака неспособна вылечить, но она способна стать проводником между подопечным центра и специалистом. Так, у детей, которые не говорили, стали появляться звуки, у тех, кто общался лишь звуками, – слова и осознанная речь.
Елена вспоминает, что буквально через несколько дней после постановки диагноза ребенку – расстройства аутистического спектра – она увидела сюжет о центре канистерапии по телевизору и поняла, что им туда нужно попасть. А на следующий день абсолютно случайно встретила руководителя центра Наталью Чайку.
- Особо с таким диагнозом пойти некуда, приходилось перелопачивать весь интернет и по крупицам собирать необходимую информацию, - пояснила Елена. - У нас никогда не было животных, и первый раз дочка никак особенно не отреагировала на собаку. Мы потихоньку начали привыкать. С помощью собаки научились расчесываться, развивали мелкую моторику. Потом ей так понравилось, что она все время пыталась этих собак обнять, сжать, к себе притянуть. У нас была определенная цель - начать показывать свои чувства и эмоции. И мы этого добились. Сейчас готовимся с дочкой к школе, занимаемся математикой, логоритмикой.
Сейчас в центре 13 волонтеров с собаками. Они разных пород, размеров, характера, поэтому каждому ребенку животное подбирается индивидуально. Так, дети с аутизмом или расстройствами аутистического спектра лучше общаются с крупными собаками, а малыши с речевой задержкой, с нарушением интеллекта предпочитают небольших питомцев, например, грифона Миру. Хозяйка маленького терапевта и куратор городского центра канистерапии Елена Франкова была одним из первых волонтеров.
- Когда я узнала, что девочки организуют центр, попросилась к ним как волонтер, - рассказала Елена. - А так как я работаю в школе учителем-дефектологом, Наталья предложила работать мне здесь куратором. То есть самой проводить занятия, заниматься с ребятишками. Естественно, я согласилась, так как опыт у меня большой, я уже больше 25 лет работаю в школе и именно с особыми детьми. По поводу Миры я сразу знала, что способна стать канистерапевтом. Собака с детства неравнодушна к детям, любит общение, ей очень нравится, когда ее гладят, тискают, все ее называют лечебной собакой, которая снимает стресс.Но это только лишь начало большой и сложной работы. На базе центра канистерапии сейчас проходят реабилитацию 45 детей, за консультацией и помощью ежедневно обращаются родители ребятишек, имеющих особенности развития.
Только цифры
После пройденной терапии пятерых ребятишек взяли в детские сады, четверых оформили в коррекционные дошкольные заведения. У 90% занимающихся налажены коммуникативные навыки, 80% особенных детей смогли с помощью собак-терапевтов преодолеть свои страхи. За год работы с трех малышей сняли диагноз расстройство аутистического спектра.
Комментарий
Заместитель мэра Омска Ирина Касьянова:
- Год работы центра показал его значимость. И не столько для заводчиков собак, сколько для тех деток, которые сюда приходят. Находясь в общении с собакой, ребенок социализируется, становится более общительным, те дети, которые не говорили, начинают разговаривать. Желаю им дальнейшего развития.
**
|