Завершилась грустно и, на наш взгляд, несправедливо. Заслуженный строитель России, депутат Законодательного собрания области в течение 20 лет осужден, по сути, за то, что всеми силами пытался выполнить взятые на себя перед страной обязательства и построить объекты всероссийского масштаба.
С чего начинаются мосты
«С проектирования, это аксиома», – затвердил для себя студент СибАДИ Олег Шишов, 17-летним пареньком начавший обучаться по специальности «Мосты и тоннели». С первых курсов он начал познавать и азы проектирования этих сложных сооружений, и практику их возведения. Это стало его призванием на всю жизнь.
Окончив в 1976 году с красным дипломом СибАДИ, Шишов уехал в Сургут, где работал мастером ПТО в 29-м мостоотряде. В 1978 году вернулся в родной вуз, поступил в аспирантуру и плотно занялся автоматизацией проектирования, а защитив в 1982 году кандидатскую диссертацию, привлек к этому делу других студентов, возглавив студенческий стройотряд «Мостовик». Первый железобетонный мост его силами был спроектирован и построен через реку Ошу в Колосовском районе. В 1984 году взялись уже за два моста. Делали все сами, в том числе размещали заказы на стройконструкции на омских заводах. В Усть-Ишимском районе взялись сразу за шесть мостов, для чего создали студенческое конструкторское бюро. Одновременно Шишов преподавал в СибАДИ.
– Каждый студент знал: летом он обязательно поедет в стройотряд, и не для того только, чтобы заработать денег, хотя платили серьезные по тем временам суммы, а потому что это интересно, – вспоминает ветеран «Мостовика» Олег Долгов. – Все, что мы изучали в теории, здесь видели в жизни, на стройках первых мостиков в районах области, в основном в Колосовском. Сам Олег Владимирович – ходячая энциклопедия, но не только теоретик. Я помню, как во времена стройотрядов он был у нас и бетонщиком, и стропальщиком, и сварщиком. Приезжает – у него такая монтажная шапка была с белыми тесемками – и постоянно с нами. Строили по чертежам наших же студентов-пятикурсников. Когда ты видишь, как из чертежа получается конструкция, не макет какой-то, который будет стоять на полке, а настоящий мост через настоящую реку, – вот это счастье! Многие студенты после окончания вуза шли сразу в «Мостовик», который уже в то время начинал готовить свои кадры.
После того как в 1988 году вышло постановление ЦК КПСС о расширении хозяйственной деятельности молодежи, СКБ зарегистрировалось в качестве ЦНТТМ «Мостовик», переросшего в научно-производственную фирму, в 1995-м – в объединение. На всех этапах его руководителем был Олег Шишов. Дело требовало все больше внимания, и в 1993 году Шишов ушел из СибАДИ, где возглавлял кафедру «Мосты», но продолжал читать лекции студентам, одновременно присматриваясь к ним и подбирая среди них кадры для своей компании.
К 1989 году на счету «Мостовика» было уже 22 моста, построенных в Омской области, и постепенно компании стало тесно на родных просторах. НПО получает заказы из других регионов страны, осваивает прокладку тоннелей и строительство метрополитенов. В конце 90-х проектирует мост в районе Серебряного Бора в Москве, в начале 2000-х получает заказы из Якутии и Казахстана, разрастается собственными предприятиями, обеспечивающими полный цикл деятельности.
«Мостовик» интересовали наиболее сложные, уникальные инфраструктурные проекты, которые нужно было и проектировать, и строить». (Из интервью Олега Шишова газете «Ведомости», 01.11.2015 г.)
Мины на острове Русский
К середине 2000-х «Мостовик» настолько окреп, что Шишов стал задумываться о проектах всероссийского масштаба. Случай не замедлил представиться – в январе 2007 года Владимир Путин по пути из Индии сделал остановку во Владивостоке и принял решение провести в 2012 году саммит АТЭС на острове Русский. Для проведения столь крупного международного мероприятия требовалось кардинально улучшить инфраструктуру территории, и в первую очередь соединить остров с материком, перебросив мост через пролив шириной 1,6 км.
Задача, учитывая климатические условия Приморья с его штормами и ветрами, архисложная. Однако Шишов ввязался в борьбу и выиграл тендер на проектирование и строительство. Решили строить вантовый мост с центральным пролетом в 1100 м, такого еще нигде в мире не было. Проект одобрили, но генподряд на строительство отдали московской УСК «Мост». Отношения с омичами урегулировали своеобразно – посадили руководителей компаний за круглый стол и предложили разделить ответственность. Решено было, что «Мостовик» на субподряде будет строить свою половину моста со стороны материка, а москвичи свою – с острова.
Сроки жесточайшие – сдать мост надо было к августу 2012 года, никто в мире за такое время подобные сооружения не возводил. «Мостовик» справился, саммит на Русском прошел, а компании вместо благодарности достались убытки в три миллиарда. Кроме того, на ней повисло еще одно обязательство – в 2010 году Управление делами президента уговорило Шишова взять на себя завершение строительства Приморского океанариума, который пять лет назад взялась было возводить тайваньская компания, но вышла из проекта, выполнив лишь подготовительные работы. Взялся за него Олег Владимирович на свой страх и риск, не имея на руках ни проектной документации, ни гарантированного финансирования. Океанариум и стал миной, заложенной под «Мостовик» и его бессменного главу.
«Мы взялись за уникальный объект без проекта и не завершили его не по своей вине». (Из интервью Олега Шишова газете «Ведомости», 01.11.2015 г.)
В городе Сочи темные ночи
Главной же причиной краха «Мостовика», который повлек за собой банкротство компании и личную трагедию ее руководителя, стали олимпийские объекты. Шишов взял на себя непосильные обязательства, понадеявшись на честные взаимоотношения с государством.
Из объектов, которые нужно было построить к сочинской Олимпиаде, а строить там пришлось практически все, «Мостовику» досталось больше, чем кому-либо. Ледовый дворец «Большой», вокзальный комплекс «Адлер», «Альпика-сервис», Олимпийский парк, центр санного спорта, четырехзвездный отель BridgeResort на 700 мест. А кроме того – вся сеть автомобильных дорог и инженерных сетей Олимпийского парка, десятки мостов, дорог и развязок на совмещенной трассе в Красную Поляну и в городе. Это неполный перечень всего, что возвела компания Шишова к Олимпиаде, проведением которой так гордится Россия. Общая сумма выполненных «Мостовиком» работ превысила 70 млрд рублей.
Но созданный специально для финансирования сочинских объектов «Олимпстрой» рассчитываться не торопился, кормя исполнителей лишь обещаниями. Чтобы не подвести страну, «Мостовику» пришлось брать в банках многомиллиардные кредиты, вложить в объекты более 20 млрд рублей собственных средств, полученных за другие работы. Так надувался кредитный пузырь, лопнувший, как только банки потребовали возврата денег.
Самым сложным и затратным объектом, доставшимся компании Шишова, стала санно-бобслейная трасса. Мало того, что она сама по себе сложна технически, – в Сочи трудности усугубляли особенности рельефа и высокая опасность оползней. Она делала СБТ взрывоопасным объектом, так как для охлаждения лотка трассы с перепадом высот в 132 м используется 72 тонны чистого аммиака. Случись оползень, катастрофы было бы не миновать. Строителям пришлось ставить мощные, глубиной до 42 м, противооползневые стены, а эти затраты в смете не предусматривались. За трассу «Мостовику» заплатили 6,7 млрд рублей, тогда как компании она обошлась почти в 13 миллиардов.
– Проекты на этапе торгов были очень низкого качества, – рассказывает Олег Шишов. – Для меня это объяснимо: на начальном этапе олимпийской стройки, которую заранее не готовили, проекты наспех делали несколько малоизвестных компаний. Для большинства проектов была характерна, мягко говоря, плохая геологическая изученность. Мы это понимали, и в большинстве договоров нам удавалось записать, что стоимость предварительная и может быть изменена после детальной проработки и повторной экспертизы. В этих условиях мы, конечно, сильно рисковали, но выходить из наших важных проектов было нельзя, так как неминуемо был бы срыв Олимпиады.
В сметы изначально закладывались заниженные суммы, а когда подрядчики говорили об этом, чиновники отвечали: вы сделайте, не подведите, мы рассчитаемся. «Мостовик» не подвел, сделал, но расчета не получил.
«Не понимаю, за что с нами так обошлось государство, сэкономив на подрядчиках. ГК «Олимпстрой» вернул в бюджет, по разным данным, от 20 до 40 млрд рублей и разорил тех, кто на пределе сил выполнил все свои обязательства». (Из интервью Олега Шишова газете «Ведомости», 01.11.2015 г.)
Жертва коррупции
Тем не менее Шишов предпринимал титанические усилия, чтобы вывести компанию из финансового кризиса. Он договорился о строительстве 410 км железной дороги со 180 мостами и 11 км тоннелей в Туве, пытался войти в проект строительства Керченского моста, прорабатывал перспективы захода на китайский рынок.
Все рухнуло разом, когда за главой «Мостовика» пришли с ордером на арест. Причем момент был избран точечно – в тот день Олег Владимирович собирался вылететь во Владивосток, куда прибыл Путин, чтобы рассказать президенту о делах, творящихся вокруг океанариума. Кто знает, услышь тот обо всем из уст непосредственного исполнителя работ, как сложилась бы судьба Шишова и его компании, десятков тысяч омичей, связанных с нею.
С заказчиком Шишову крупно не повезло. Директор ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе» Андрей Поплавский оказался наглым мздоимцем, сразу поставившим омского строителя в жесткую зависимость. По словам Шишова, Поплавский требовал отдавать ему 5-10% с каждого федерального транша, иначе он не подписывал необходимые согласования и акты приема работ. Как утверждает глава «Мостовика», компания передала Поплавскому 120 млн рублей. Не отдай их, под вопрос встало бы выполнение контракта, а значит, слова, данного президенту страны, зависала зарплата многотысячного коллектива.
Помимо этого на океанариум «Мостовик» получил 15,877 млрд рублей, а затратил 17,781 миллиарда. Разницу в 1,9 млрд рублей компания покрыла из собственных средств, но так как не все работы были приняты, это не спасло ее от гнева президента. А Олега Шишова – от того, чтобы стать козлом отпущения.
«Конечно, я считаю себя виновным в том, что согласился с вымогательством Поплавского, но другого варианта обеспечить стабильную работу коллектива я тогда не видел». (Из интервью Олега Шишова газете «Ведомости», 01.11.2015 г.)
От сумы и тюрьмы не зарекаются
На Олега Шишова один за другим повесили четыре уголовных дела. Одно из них – по обвинению в невыплате зарплат сотрудникам «Мостовика» – в феврале прекращено по амнистии, да и большая часть задолженности уже погашена. Два других – о хищениях из бюджета Омской области более полумиллиарда при строительстве участка окружной дороги Федоровка – Александровка и в уклонении от уплаты НДС на общую сумму свыше 515 млн рублей – расследуются Следственным управлением СКР по Омской области. По четвертому, самому громкому, – о пособничестве в растрате бюджетных средств при строительстве Приморского океанариума – в понедельник был вынесен вердикт.
Дело рассматривалось во Фрунзенском районном суде Владивостока. Государственный обвинитель запросил для Шишова 4,5 года лишения свободы и штраф в 900 тыс. рублей. Защита настаивала на наказании, не связанном с лишением свободы, мотивировав это плохим состоянием здоровья подсудимого, наличием на иждивении престарелой матери, признанием вины и заключением соглашения со следствием. Ее поддержал даже представитель потерпевшей стороны – Управления делами президента, который выступил за максимально мягкое наказание, вплоть до условного.
Судья Виктория Ефименко приняла компромиссное решение, приговорив Шишова к трем годам лишения свободы и штрафу в 300 тыс. рублей. Один год и четыре месяца омский бизнесмен провел в "Матросской тишине", и этот срок будет ему зачтен, так что отбывать наказание ему останется чуть более полутора лет. Вполне вероятно, что этот приговор будет обжалован, так как защита считает, что суд не в полной мере учел многочисленные смягчающие обстоятельства, в том числе соглашение со следствием.
Действительно, зачем держать человека, не представляющего никакой социальной опасности, больного сахарным диабетом и панкреатитом, за колючей проволокой? Олег Шишов, даже будучи надломленным и больным, способен принести гораздо больше пользы обществу на свободе, нежели шитьем рукавиц в бараке колонии.
«Мы имели возможность спасти компанию и выполнять сложнейшие проекты в России и за рубежом, но кому-то это было невыгодно или более выгодно нынешнее состояние». (Из интервью Олега Шишова газете «Ведомости», 01.11.2015 г.)
Судом наказана вся область
Наказан не только Олег Шишов, наказана вся Омская область, потерявшая в лице НПО «Мостовик» крупнейшего налогоплательщика и работодателя, квалифицированные кадры уникальных специальностей, крупные предприятия, аналогов которым нет за Уралом. В то время как президент из речи в речь говорит о необходимости дать как можно больше свободы бизнесу, не травить его, не сажать за решетку талантливых бизнесменов, следствие и суды делают все наперекор этим призывам. Не было в Омске и, может быть, еще долго не будет предпринимателя талантливее и патриотичнее Олега Шишова. Не было компаний, которые, начиная с нуля, выросли в мощный холдинг, способный осуществлять полный цикл строительных работ - от проектирования до сдачи объекта, при этом во многом обеспечивая себя конструкциями и материалами собственного производства.
В состав НПО входили проектный институт, самый современный в России завод металлоконструкций, крановый завод, единственный за Уралом завод по производству лифтов, заводы керамического кирпича и железобетонных изделий, крупнейшее в регионе специализированное управление механизации. Сейчас ничего этого нет. Во всяком случае, в том виде, в каком было при Шишове.
Имущество компании распродается за бесценок. Один только пример. В 2013 году «Мостовик» купил для строительства омского метрополитена в Канаде тоннелепроходческий комплекс Lovat за миллиард рублей. В январе этого года он был продан с торгов малоизвестной московской компании «Флорида» за 19,9 млн рублей – в 70 раз дешевле. То же самое происходит и с остальным имуществом, заработанным «Мостовиком» за 30 лет. Кто ото всего этого выиграл? Уж точно не омичи. Да и не государство.
«Самое печальное то, что у многих креативных, талантливых предпринимателей отнимают бизнес рэкетиры в погонах и чиновничьих мундирах и они уезжают из России. Уезжают лучшие, способные начать с нуля где-то, но не на родной земле». (Из интервью Олега Шишова газете «Ведомости», 01.11.2015 г.)
Последнее слово Шишова
«Сегодня для меня как отчет за прошедшую жизнь.
Я всю жизнь занимался наукой, занимался подготовкой высококвалифицированных кадров, создавал инновационные производства, проектировал и создавал уникальные, очень важные объекты. Был и заведующим кафедрой и долго совмещал эту работу с руководством и развитием НПО «Мостовик».
Для развития основных фондов «Мостовика» нам абсолютно ничего не досталось от приватизации государственной собственности. И это очень хорошо. Все наши уникальные заводы, производства, спецплощадки, проектные подразделения и многое другое – по своему техническому и инновационному уровню точно не уступали, а в чем-то опережали мировых лидеров, благодаря тому что созданы нами на основе самых передовых знаний.
Мы создали крупнейшего работодателя – более 20,5 тыс. рабочих мест и крупнейшего налогоплательщика региона. Мы создавали сложнейшие и очень важные для России объекты, движимые патриотизмом. Наши работники получали высокую, абсолютно «белую» зарплату, с выплатой всех налогов.
Более 20 лет я – председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Омской области. И на этом поприще, постоянно отчитываясь перед избирателями, мне тоже удалось сделать очень много важного и полезного для региона и моих избирателей.
Я всю свою жизнь работал очень напряженно и честно. Естественно, что я никогда не воровал и даже помыслов таких у меня никогда не было ни в каком виде. Ни у наших заказчиков, партнеров вообще никогда, ни у кого, ни в каком-то косвенном виде – видит Бог! И активов каких-либо, кроме «Мостовика», ни в России и тем более за рубежом никогда не имел. Все, что удавалось честно заработать в течение 30 лет, я вкладывал в инновационное развитие «Мостовика».
В результате моей личной трагедии и банкротства «Мостовика» много тысяч специалистов остались без работы, и именно это я переживаю сильнее, чем все мои разные многочисленные тюремные, «столыпинские» и следственные испытания. Если бы суд вынес мне условное наказание, я смог бы еще многих из них обеспечить работой в реальном секторе производства.
Ваша честь! Решения сегодняшнего суда ждут не только мои близкие родственники и товарищи, но и тысячи высококлассных специалистов и моих земляков – омичей. Поверьте, это так. И прошу это тоже принять во внимание. Может, я ошибаюсь и этого нет в УПК РФ, но это имеет очень важное значение!»
НПО «Мостовик» в 2014 году
• Свыше 850 объектов, возведенных в России и за ее пределами
• 45 млрд рублей – годовой объем выполняемых строительно-монтажных работ
• 21 000 сотрудников объединения
Структура
• 130 подразделений
• 39 проектных подразделений – более 1000 конструкторов, инженеров
• 32 строительно-монтажных управления
• Завод металлоконструкций с уникальным для России технологическим комплексом
• Заводы железобетонных изделий
• Управление механизации – более 1 000 единиц спецтехники
• Производство светопрозрачных систем
• Западно-Сибирский машиностроительный завод – производство мостовых и козловых кранов общепромышленного и специального назначения
• Завод «Сиблифт»
Направления
• Проведение комплексных инженерных изысканий
• Проектирование объектов транспортного, специального и промышленно-гражданского назначения
• Строительство мостов, дорог, тоннелей
• Строительство метрополитенов
• Строительство специальных подземных сооружений
• Строительство объектов нефтегазового комплекса
• Строительство культурно-досуговых и спортивных сооружений
• Строительство объектов промышленного и гражданского назначения
• Реновация горнопроходческого оборудования
• Производство металлоконструкций, железобетонных изделий, светопрозрачных систем
• Лифтовое и крановое производство
Крупнейшие заказчики
• Министерство транспорта РФ (ФДА «Росавтодор», Федеральное агентство железнодорожного транспорта)
• ФГУП «Дирекция по строительству в Дальневосточном федеральном округе Управления делами Президента РФ»
• ГК «Олимпстрой» и ГК «Росатом»
• ОАО «РусГидро», «ОГК-1», «Русский алюминий», «РЖД», АК «Транснефть», ТНК, «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Варьеганнефтегаз», «Самотлорнефтегаз», «Тюменьнефтегаз», «Стройтрансгаз», «ТПК», ЗАО «СИБУР Холдинг»
• Дирекции Омского и Челябинского метрополитенов
• Правительства, муниципалитеты и коммунальные службы субъектов Российской Федерации, в том числе правительства Москвы и Санкт-Петербурга
*
|