В понедельник, 5 октября, – Международный день врача, но специалисты Клинического медико-хирургического центра творят чудеса не только по праздникам. Как работают наши «волшебники», выясняли корреспонденты «Вечернего Омска».
Последняя надежда
Правая кисть забинтована, большой палец торчит, словно знак автостопа. В принципе, ничего необычного, если не знать, что недавно у пациентки этого пальца просто-напросто не было.
– Затянуло в станок, оторвало, – поясняет омичка Галина ПИУНОВА. – А врачи мне сделали новый.
Кость взяли из тазовой области, мягкие ткани – с предплечья у женщины. И то и другое – родное, свое, так что отторжения медики не боятся. Операция шла часа три, но старались не зря. Сегодня Галина Петровна уже шевелит своим новым пальцем и мечтает о выписке.
То, что для непосвященных выглядит чудом, для специалистов Клинического медико-хирургического центра – рабочие будни. Но здесь, в микрохирургическом отделении, еще и не такое творят. К примеру, однажды врачи даже пришили мальчику руку.
Как нам рассказали, после уроков он забежал к маме на ферму. Играя, ребенок засунул руку в работающий транспортер. Ее сразу же затянуло, перекрутило и вырвало вместе с плечевым суставом. А заодно – и нервные корешки из спинного мозга.
На первый взгляд, ситуация безнадежная, но хирурги не спасовали. Оторванную руку, как уже говорилось, пришили, и она прижилась. Но ведь точно так же можно пришить пациенту и донорскую конечность?
– Чисто технически – да, – уверен заведующий отделением микрохирургии Александр ПЕРЕЛАДОВ. – Чтобы сделать подобную операцию, опыта и квалификации нашим врачам вполне хватит.
Но иногда пациенты просят не пришить, а отрезать им что-нибудь. Например, палец.
За стеклом
Юлия ШЕФЕР – старшая медсестра и про свое отделение знает, наверное, все. Во всяком случае, количество операций для нее не секрет.
– Порой по семь за день, – откровенничает она. – Но это если несложные.
Хотя иногда их может быть всего две или три. Например, когда медики планируют проведение длительной операции. Накануне, к примеру, врачи из микрохирургического отделения пересадили девушке лучевую кость. Сегодня тоже непростой день: на операционном столе пациент, разбивший окно кулаком.
В кино супермены не то что рукой – головой окна бьют, причем без единой царапины. Жаль, что в жизни так не бывает. Этот мужчина, к примеру, получил серьезные травмы левой руки. Ко всему прочему осколком стекла ему перерезало плечевую артерию, вызвав сильнейшее кровотечение и геморрагический шок.
За стеклом операционной колдует травматолог-ортопед микрохирургического отделения Василий БЫКОВ. Он должен убрать поврежденный участок артерии и заменить его фрагментом подкожной вены, взятой с плеча пациента. И это – лишь малая часть того, что предстоит сделать врачам, чтобы сохранить «терминатору» левую руку.
Операция длилась четыре часа, но это цветочки. На то чтобы восстановить функции левой руки, уйдет более года. И это еще в лучшем случае. Неудивительно, что иногда пациенты просят врачей не пришить, а отрезать им поврежденный сегмент. Например, те же пальцы, хотя их еще можно спасти.
– Чтобы пришить оторванный палец, потребуются часы, – говорит Александр Переладов. – Еще несколько месяцев – на восстановление функций. И все это время человек будет числиться на больничном.
Понятно, что современным работодателям такой сотрудник не нужен. Они постараются как можно скорее избавиться от него. Пациент это знает, и, когда встает вопрос, работа или, к примеру, мизинец, многие выбирают работу. Без пальца прожить еще можно, а оказаться на улице без гроша не хочется никому.
Даже «браткам».
Сам себе «киллер»
В перевязочном кабинете сидит 34-летний охранник из Тары Юрий МАКСИМЕНКО. На левой ладони – ужасные шрамы.
– Укладывал на крыше профлист, – говорит он, кивая на них. – Вдруг ветер дунул, лист сыграл и острой боковой кромкой полоснул меня по руке.
После этого пальцы у пострадавшего перестали сгибаться.
– Были перерезаны четыре сухожилия, – поясняет перевязочная сестра Лидия ФЁДОРОВА. – Но хирурги их вовремя сшили, и теперь пациент идет на поправку.
Лидия Валентиновна, наверное, один из старейших сотрудников этого отделения. Как пришла сюда в 1982 году, так и работает. И кого только ей за это время не довелось перевязывать! Даже преступника, который бросил гранату в ларек. Александр Переладов тоже помнит тот случай.
– Грабитель просунул в окошко руку с гранатой и требовал денег и водки, – рассказывает заведующий микрохирургическим отделением. – Что-то пошло не так, и она взорвалась.
Девушка-продавщица погибла на месте, а злодею оторвало руку. Ту самую, в которой была зажата «лимонка». Спасать отморозка пришлось врачам Клинического медико-хирургического центра.
– В 90-е такие вот пациенты не были редкостью, – говорит Александр Александрович. – Но сейчас к нам привозят уже не бандитов, а «бытовиков».
Женщина резала мясо на кухне и заодно отхватила себе палец ножом; мужчина работал на циркулярной пиле, а рука соскользнула; бабушка рубила дрова и вместо полена попала остро заточенным топором по собственной кисти – подобных историй хирурги знают немало. Самое главное в таких ситуациях – не паниковать.
– Первым делом нужно вызвать скорую помощь, – поясняет заведующий отделением микрохирургии. – Пока врачи едут, необходимо на поврежденную конечность наложить повязку, а при артериальном кровотечении – жгут. Это поможет остановить кровотечение.
Далее необходимо как можно скорее доставить пациента к врачам. Промедление смерти подобно, и это уже не метафора. Дело в том, что оторванный или отрезанный палец живет 24 часа, кисть и предплечье – 12, а плечо – только 6. Когда это время закончится, пациенту уже никакая операция не поможет. Есть и другой, не менее важный вопрос – как правильно довезти живой груз?
– Отчлененный сегмент помещают в полиэтиленовый пакет, который укладывают в другой, наполненный льдом, – рекомендует Александр Переладов. – Получается своего рода термос.
Если же льда под рукой не окажется, то можно использовать все, что найдете холодного. Например, ледяную воду из колодца или замороженную клюкву. Прецеденты имеются. Зато помещать в морозилку такой пакет запрещается. Живые ткани и сильная заморозка несовместимы.
– Но самое главное – соблюдайте технику безопасности при работе с острыми режущими предметами, – советует врач. – И тогда наша помощь вам не понадобится.
**
|