Платят не ахти, рабочий день не нормирован, с утра до вечера крутишься, аки пчела, – ну чем такая профессия может понравиться? Чтобы ответить на этот вопрос, обозреватель «Вечёрки» прошёл стажировку в комплексном центре социального обслуживания «Пенаты».
С бритвой наголо
Валентине Павловской перевалило за восемьдесят, но держится молодцом. Правда, она плохо ходит, вот и пришлось обратиться за помощью к соцработникам. К примеру, самой пылесосить квартиру женщине трудно, а мы всегда рады стараться. Вилку в розетку, и полный вперед!
Пылесос довольно урчит, переваривая проглоченное. Тяжелый, надо сказать, агрегат, хотя на квартиру Валентины Моисеевны сил еще хватит. Только что делать, если таких вот квартир за день будет несколько? Это же руки отвалятся с непривычки.
Честно скажу – испугался немного. Зато моя сегодняшняя напарница, кажется, и не устала совсем. Порхала по комнате с этим рычащим зверем в обнимку – и хоть бы что.
Напарницу, надо сказать, мне подобрали отличную. Тамара СКАНДАКОВА, так ее зовут, в этой профессии 22 года. Опыт большой, есть что вспомнить и чем поделиться.
– Уборка, стирка, готовка – все на наших плечах, – отложив пылесос, пояснила она. – Плюс походы в аптеку, в больницу, оплата коммуналки – проще сказать, чего мы не делаем.
Если надо, то соцработник и за цирюльника может. Тамара Викторовна, к примеру, однажды лежачего ветерана побрила. Он даже помазок был не в силах поднять, но очень хотел выглядеть помоложе и покрасивее.
– Современных станков дедушка не признавал, – рассказала Тамара Викторовна. – Только опасную бритву, как в его молодости.
Клиент всегда прав и не боги горшки обжигают. Засучив рукава, женщина принялась за работу. Говорит, страшно было – аж жуть! Первый блин, вопреки поговорке, получился что надо. И выбрила чисто, и ни разу дедушку не порезала.
Себя, кстати, тоже.
Детсад для бабушки
Если надо, то к своим подопечным Тамара Викторовна и спозаранку бежит, и поздно вечером. Одна, по темному-темному городу. Боится? Наверное, да, но не за себя. Порой от того, как быстро она придет, зависят жизнь и здоровье пенсионера. А когда Скандакова отправляется платить по счетам, впору переживать уже за нее.
Сумма выходит немалая, а сегодня и за копейку могут убить. Опять же, карманники тоже не дремлют, но пока Бог миловал.
К слову, самим соцработникам платят немного. Перед тем как отправиться по квартирам, я заглянул в интернет. Вакансии для социальных работников были, оплата в пределах 14, ну, максимум 15,5 тысячи рублей. Негусто, а профессия, как я убедился, совсем не из легких. И чем она так привлекает этих людей?
– Мне нравится общаться с пожилыми людьми, – улыбнулась Тамара Викторовна. – С ними не скучно.
Что верно, то верно. Вспомнить хотя бы пенсионерку, которая требовала отправить ее в детский сад.
– Она написала письмо едва ли не в Кремль, рассказывала, что хочет в детсадик, – улыбнулась заведующая отделением социального обслуживания на дому БУ КЦСО «Пенаты» Галина БАЙДАЛОВА, которая была вместе с нами. – А мы, мол, такие-сякие, ее туда не берем.
Смех смехом, но раз имеется жалоба, значит, надо отреагировать. Вскоре из Москвы в Омск прилетело письмо. «Почему до сих пор не оформили бабушку в детский сад?! Разобраться немедленно».
В гости к пенсионерке отрядили переговорщика. В какой детский сад, зачем, почему – он долго расспрашивал бабушку и, наконец, докопался до истины. Как оказалось, пенсионерка хотела переехать в дом престарелых, но почему-то упорно звала его детским садом.
Немного о Ленине
Кто такой Ленин, он же Ульянов Владимир Ильич, знают, наверное, все. А Галина Байдалова даже может сказать, кто воспитывал маленького Володю.
– У меня была на обслуживании пенсионерка, – раскрыла она «военную тайну». – Так вот, ее мама работала нянечкой в семье Ульяновых.
Звучит, понимаю, невероятно, но из песни слова не выкинешь. Наши пенсионеры могут и не такое порассказать, было бы кому слушать. К примеру, Борис Малахов, которого мы навестили чуть позже, прошел Великую Отечественную войну, а потом громил самураев. Часть, в которой служил ветеран, получила личную благодарность товарища Сталина. По тем временам это многое значило.
– А сейчас мне 93 года, – вздохнул Борис Ильич. – Силы не те, вот и решил обратиться за помощью к соцработникам.
Абы кого звать не стал. Связался со знакомыми пенсионерами, навел справки и попросил, чтобы его прикрепили именно к Скандаковой. И таких, как Борис Ильич, у нее десять. Большинство одинокие, или дети живут в другом городе, а то и в другой стране. Случись что, не дозовешься.
– Бабушке из числа моих подопечных вдруг стало плохо, я вызвала скорую, – рассказала Тамара Викторовна. – Только сегодня таких, как она, в больницы берут неохотно.
Пенсионерку оставили дома, но Скандакова за нею приглядывала. Социальный работник обязан навещать своих подопечных два раза в неделю, однако Тамара Викторовна дневала и едва ли не ночевала у этой старушки.
– Все ее родственники оказались на Украине, – пояснила она. – С помощью интернета я смогла разыскать только внука пенсионерки, но он не приехал.
А бабушка умерла…
О самом главном
После такого рассказа на душе тяжело. Вроде бы совершенно чужой человек, а поди ж ты. Все, впечатлений хватает, пора возвращаться в редакцию.
Уже на улице я подкинул напарнице последний на сегодня вопрос. Очень простой: что нужно уметь, чтобы стать соцработником? Ответить она не успела – навстречу нам шла старушка аж с тремя сумками. Тамара Викторовна сразу же к ней: «Позвольте, я вам помогу?»
Пенсионерка нас знать не знала и стала отнекиваться. Наверное, боялась мошенников. Впрочем, через пару минут Скандакова все же сумела ее убедить, что мы не такие. Проводили бабусю, и снова на улицу.
– Вы спрашивали, что все-таки нужно, чтобы стать соцработником? – вернулась к нашему разговору она. – В первую очередь иметь душу.
И любить дело, которому посвятил свою жизнь.
**
|