Служба исследований hh.ru провела опрос соискателей Сибири (в том числе, жителей Омской области) и выяснила, что 53% из них прошли дополнительное обучение во время самоизоляции (по России в целом – 55%). Большинство из них – 82% – отдали предпочтение бесплатным образовательным программам (по России в целом показатель ниже – только 74%).
Среди россиян, работавших удаленно, самообразованием занимались 63% респондентов, а вот у тех, кто продолжил трудиться на привычных рабочих местах, такое времяпрепровождение оказалось менее популярным – из них лишь 44% прошли дополнительное обучение. Среди не трудоустроенных респондентов самообразованием в период ограничений занимался каждый второй (54%). Наиболее востребованным дополнительное обучение оказалось у соискателей в возрасте до 30 лет, наименее – у респондентов старше 45 лет (46%).
Потребность в дополнительном обучении практически не зависела от стажа работы. Так, из тех россиян (в том числе, жителей Омской области), чей опыт работы меньше года, новые знания получили 58%, от года до трех лет – 57%, от трех до шести лет – 55%, а от шести и более лет – 53%.
«Бесплатные курсы ожидаемо оказались наиболее популярными и у удаленных сотрудников, и у тех, кто продолжал трудиться на рабочих местах, и у безработных. Самостоятельно оплачивали дополнительное обучение в период самоизоляции только 38%, еще 3% учились за счет работодателя», – отмечает Асель Сейлова, руководитель пресс-службы hh.ru Сибирь.
При этом среди соискателей с опытом работы более шести лет доля тех, кто оплатил обучение сам, больше, чем среди всех остальных – 43%. За счет работодателя чаще обучались респонденты со стажем от года до трех лет и от трех до шести – 36% и 35% соответственно.
Треть из тех, что самостоятельно платили за обучение, потратили на это от 5 000 до 15 000 рублей, еще четверть – не более 5 000 рублей. Интересно, что 3% респондентов потратили на самообразование в изоляции свыше 100 000 рублей.
Чаще других самообразованием занимались представители профессиональных сфер «Маркетинг, реклама, PR» (78%), «ИТ, интернет, телеком» (74%), «Искусство, развлечения, масс-медиа» (69%), «Топ-менеджмент» (68%), «Управление персоналом, тренинги» (68%).
Среди всего многообразия дополнительного образования соискатели отдавали предпочтение повышению квалификации или получению смежной профессии (40%) и личностному развитию (34%). Кроме того, по 19% респондентов сообщили, что проходили краткосрочные курсы по новой профессии и языковые курсы, а 14% занимались бизнес-образованием.
На вопрос о цели самообразования в период самоизоляции респонденты отвечали, что их интересуют личностный рост и расширение кругозора (57%), освоение новых компетенций или новой профессии (46%), развитие и актуализация существующих профессиональных знаний и навыков (42%), расширение междисциплинарных знаний и навыков, смежных с текущей профессией (36%), а также полезные знакомства (6%).
«Среди соискателей в возрасте до 25 лет особенно популярным было обучение, связанное с личностным ростом и расширением кругозора, а вот те, кому от 25 до 30 лет, в основном предпочитали получать новые профессиональные компетенции. Большинство соискателей старше 45 лет развивали и расширяли уже существующие знания и навыки», – добавляет Асель Сейлова.
34% респондентов, проходивших обучение, сообщили, что определенных ожиданий у них нет – это просто инвестиция в будущее. Еще 33% рассчитывают, что дополнительное образование приведет к увеличению дохода, а 27% надеются сменить место работы.
«Период самоизоляции открыл дополнительные возможности для обучения, в частности, время, которого многим так не хватало. Больше половины респондентов сообщили, что обучались самостоятельно, например, при помощи книг и лекций. Другие использовали специализированные программы, курсы, участвовали в образовательных марафонах, есть и те, кто пользовался услугами репетиторов и менторов (но их меньшинство)», – рассказала Асель Сейлова.
Среди тех, кто не занимался самообразованием в период изоляции, две трети задумывались об этом, но отказались. Самая распространенная причина – отсутствие денег, ее назвали 54% тех, кто не занимался дополнительным обучением, но хотел бы. На втором месте оказалась нехватка времени, так как «навалилось очень много обязанностей» (34%), на третьем – недоступность интересующих курсов в период пандемии (18%). Кроме того, 10% отказались от самообразования из-за хронического стресса (этот ответ чаще выбирали женщины), а 8% - из-за лени (этот вариант чаще встречался у мужчин).
https://hh.ru/
|