Не с тех берём!
Кризис, трудности, нехватка денег – все это влечет за собой сокращения, урезания и оптимизацию. По странному стечению обстоятельств и по какой-то невесть откуда взявшейся традиции, в первую очередь стараются заткнуть дыры за счет тех, у кого и брать-то нечего. На этот раз оптимизация коснулась омских художников. Если кратко, в духе стандартной описи имущества, обозначить «богатства», которыми располагает Омское отделение Союза художников России, то получится следующее: сорок помещений по девяти адресам, которые занимают сорок три художника. С помощью этого актива группа депутатов горсовета рассчитывает пополнить дефицитный бюджет Омска.
Мастерские находятся в подвалах и на верхних этажах жилых домов. Многие из них были выделены еще из жилищного фонда РСФСР до распада Советского Союза. Помещениями на Красном Пути, Иртышской набережной, улице Нефтезаводской художники всегда пользовались безвозмездно, продолжая исправно оплачивать коммунальные услуги не по жилым, а по более высоким, промышленным, расценкам. Каждый год художникам приходится защищаться в Омском городском Совете, доказывая, что их объединение – социально ориентированная некоммерческая организация. Рассказывать про бесплатные выставки, мастер-классы в детских домах, - в общем, про свое активное участие в жизни города на благотворительной основе. Но в этот раз все эти доводы словно не были услышаны.
– Тридцать первого декабря заканчивается договор. На следующий год нас исключили из списка на безвозмездное пользование, – говорит председатель Омского отделения Союза художников России Андрей МАШАНОВ. – Нам будут выставлять счета за аренду. Каким будет ее размер, нам не говорят. Плату за аренду рабочих мест для художников «продавила» группа депутатов. Причем некоторые аргументы в пользу этого решения были весьма оскорбительны. Один из депутатов, известный в городе человек, произнёс такую фразу: «Вот дадим сейчас художникам «безвозмездку» – следом придут любители собак». Мы ничего не имеем против защитников животных, но сравнение более чем некорректное.
После того как депутаты горсовета проголосовали не в пользу художников, у главы творческого союза Андрея Машанова одна задача – отстоять право на рабочее место для пожилых художников, многие из которых живут на одну пенсию, а счета за аренду для них можно уже сейчас приравнять к выселению из мастерских.
Не мёртвые души
Чтобы своими глазами увидеть «богатства» художников, за счет которых хотят пополнить бюджет, мы отправились к дому № 18 на Красном Пути, во дворе которого находится Лицейский театр. Уже больше 30 лет на одиннадцатом этаже этого дома находятся мастерские известного графика, занесенного в Книгу почета города Омска, Ивана Желиостова, заслуженного работника культуры России Амангельды Шакенова и еще нескольких омских художников.
В мастерской председателя ветеранского объединения омского Союза художников Ивана Желиостова стены завешаны картинами и графическими работами. Всё, что не поместилось на стенах, лежит в стопках. Если учесть, что художник уже давно не продает картины, а бесплатно передает их в дар омским музеям, то самое дорогое здесь – это панорамный вид из окна, которое смотрит на метромост и библиотеку имени Пушкина.
В следующем году Ивану Ивановичу исполнится 80 лет, но дряхлым стариком его назвать нельзя. В общем-то, все пожилые художники Омска – это не какие-нибудь мертвые души, которые ходят с одного протокольного мероприятия на другое, а вполне деятельные люди: продолжают творить, преподавать в университете и участвовать в выставках. За свою жизнь они сделали имя не только себе, но и родному городу, который все чаще называют культурной столицей Сибири. Оптимизма эта история с решением горсовета заслуженным пенсионерам, конечно, не добавила.
– Художнику нужна свободная голова, чтоб там что-то порядочное варилось, – отмечает Иван Желиостов. – А сейчас нам только и приходится думать о том, где взять денег, когда их нет. Единственное, что меня успокаивает, – моя жизнь заканчивается, и терпеть унижения, которые свалятся на других художников, не придется.
Царский подарок
В канун 300-летия Омска искусствоведы и художники подготовили проект «100 художников Сибири», в рамках которого город получит в подарок сотню произведений искусства мастеров своего дела от Читы до Тобольска.
– Себестоимость этого подарка, по самым скромным подсчетам, превышает пять миллионов рублей, – говорит куратор проекта, искусствовед Владимир ЧИРКОВ. – Двадцать второго марта собираемся провести церемонию вручения в музее имени Врубеля. Есть в этом списке, к примеру, работа Дмитрия Будажабэ – художника, который работает в технике бурятского национального искусства. Льет бронзу в своей специально оборудованной мастерской в Японии. Он дарит нам свою работу. Ее стоимость с количеством нолей в сумме даже неудобно произносить вслух. И при всем при этом нам приходится выслушивать соображения власть имущих: «а не жируют ли там художники?», «не многовато ли им площади в мастерских?», «а что мы вообще с этого имеем?»… Эти слова вводят в шоковое состояние.
До 1997 года государство выделяло деньги на пополнение фондов музеев. Омские художники получали деньги за картины, переданные в городские учреждения культуры. Но вот уже 18 лет, как заслуженные художники Желиостов, Шакенов и многие другие просто дарят свои картины.
На фоне всего этого желание пополнить городской бюджет за счет художников выглядит просто нелепым. Тем более что подобный прецедент уже был. В свое время у художников отобрали помещения в доме № 20 по улице Ленина, что у остановки «Яблонька». Здание продали частному лицу. Но все окна в помещениях, которые занимали художники в этом доме, до сих пор заклеены объявлениями со словом «Аренда». То же самое может произойти и сейчас: художники покинут мастерские, но кто захочет снять помещение под офис на последнем этаже жилого дома? За счет чего пополнится городской бюджет при нынешнем состоянии рынка недвижимости? Видимо, ответы на эти вопросы знают только депутаты, которые проголосовали за своеобразную конфискацию мастерских у художников.
***
|