Мы привычно пробегаем по подземному переходу, проезжаем по мосту, не замечая людей, которые следят за содержанием этих сооружений. Хотя именно от них зависит не только безопасная эксплуатация сложных технических объектов, но, по большому счёту, безопасность самих горожан и жизнедеятельность мегаполиса. Обозреватель «Вечернего Омска» узнал детали этой непростой работы, побывав в бюджетном учреждении Омска «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства».
За подземелье в сказках и многотомном издании «Властелина колец» отвечают гномы. В Омске за все, что происходит под землей, на земле и над ней, в ответе бюджетное учреждение «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства». Странное, на первый взгляд, название, сразу обозначающее процесс работы предприятия. Впрочем, имен у этой организации было предостаточно.
Специализированному подразделению, отвечающему за эксплуатацию искусственных сооружений Омска, более 70 лет. В 1945 году решением горсовета был создан трест дорожно-мостового хозяйства, которому поручено следить за содержанием городских дорог, мостов и ремонтировать их. Сегодня БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» обслуживает 40 объектов, в том числе 6 мостов, 10 путепроводов, 20 подземных и 2 надземных пешеходных перехода, 1 пешеходный мост и 1 подпорную стену.
– Наше предприятие в числе других отвечает за жизнеобеспечение Омска. Как мы говорим, у нас на балансе все, что находится под землей и над землей, – пояснила директор БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» Галина ЗУРНАДЖАН. – В прошлом году работы прибавилось, нам передали два надземных перехода на улицах Степанца, Мельничной, путепроводы по 21-й Амурской, Торговой.
Если расшифровать, что входит в понятие «содержание искусственных сооружений», то получим длинный список работ со своей спецификой в зависимости от времени года. Например, в летнее содержание входит профилактический ремонт деформационных швов, барьерного ограждения, бордюров, перил, санитарная уборка, очистка тротуаров, лестничных сходов, пешеходных зон и т.д. Зимой работ не меньше. Практически ежедневно приходится убирать снег, лед, посыпать обслуживаемые участки противогололедным материалом. На особом контроле подготовка сооружений к пропуску паводковых вод.
Есть еще одна малоизвестная деталь. Оказывается, от работы специалистов этого подразделения зависит не только безопасное движение автотранспорта по мостам, но и судов под ними. Когда омские реки вскрываются ото льда, им необходимо подготовить судовую сигнализацию и габариты сближения огней и следить за их исправной работой. На реке свои «правила дорожного движения». А чтобы пройти под мостом, капитану надо видеть знаки и сигналы для кораблей.
Но под мостами редко увидишь вандалов. Зато в подземных переходах доморощенные художники любят блеснуть своим «творчеством». Это одна из серьезных проблем предприятия. Приходится закрашивать надписи на плитках в переходе, а это очень трудоемкая и достаточно дорогая работа. Да и краску порой бывает сложно подобрать. По словам Галины Зурнаджан, против вандалов нашли контрприем. После ремонта подземные переходы разрисовывали собственными силами, приглашая профессиональных и начинающих художников.
Первым сделали переход у «Туриста», где художники расписали граффити стены сооружения. Интересно, что после этой операции случаи вандализма практически прекратились. Затем по тому же сценарию сделали переход у СКК им. Блинова. Но наиболее интересный проект был реализован в прошлом году в переходе на развязке Гагарина – Щербанёва. Переход разрисовали картинками на спортивную тему юные художники из Омска. Случаев вандализма стало намного меньше. К слову, художники, по словам Галины Зурнаджан, работали бесплатно, посвятив этот проект 300-летию Омска.
Но хулиганы в подземном переходе – не главная беда. В Омске высокий уровень подземных вод, которые при определенном стечении обстоятельств могут и затопить переходы. Чтобы этого не случилось, 12 подземных переходов в Омске оборудованы насосными станциями, каждая из которых оснащена основным и резервным насосами, работающими в автоматическом режиме. Как объяснил инженер-энергетик БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» Виктор СУНЦОВ, на станциях установлены более современные погружные насосы, которые срабатывают, если уровень воды поднялся выше критической отметки. Кроме того, на основных подземных переходах работает автоматическая система модемной связи, позволяющая оперативно сообщать о чрезвычайных ситуациях.
– Подземный переход – это сложное инженерное сооружение, оснащенное современным техническим, электронным оборудованием, – рассказал главный инженер БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» Алексей ПОПОВ. – Все работает в автоматическом режиме. На станции 2–3 насоса. Если один насос выходит из строя, включается другой. Всякое бывает, уровень грунтовых вод в Омске высокий, порой случаются прорывы теплотрасс, водопроводов. Насосные станции в переходах, готовые включиться автоматически в случае угрозы подтопления, помогают избежать критических ситуаций. Например, в переходе у СибАДИ предотвратили подтопление благодаря этой системе.
В нашем городе мосты, путепроводы, переходы числятся в зоне риска. Не случайно каждый из 40 объектов БУ «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» регулярно проверяется на предмет антитеррористической и пожарной безопасности.
КСТАТИ
Любопытный нюанс: раньше омские мосты назывались просто – коммунальные. Некоторые из них, в зависимости от конструкции и материала, именовались «железный», «деревянный», «понтонный». Нынешние мосты названия получили только в 1967 году, когда горисполком поддержал инициативу омича Б. Рогочего. Так в Омске появились Ленинградский, Юбилейный, Комсомольский, Октябрьский мосты.
*
|