Несколько дней в Омске общественный транспорт работал с перебоями. Количество автобусов пассажирских ПАТП на городских маршрутах сократилось из-за дефицита топлива в автопредприятиях. Сложную ситуацию многие информагентства поспешили назвать транспортным коллапсом, хотя большого ажиотажа на остановках не наблюдалось. Часть автобусов всё же работала на остатках топлива, электротранспорт частично взял на себя пассажирскую нагрузку. К тому же частные перевозчики в эти дни трудились более интенсивно.
К минувшей субботе, 28 ноября, обстановка нормализовалась. В мэрии нашли выход из трудного положения, прибегнув к альтернативному варианту закупки горюче-смазочных материалов для пассажирских автопарков города. В чём причина транспортного кризиса, возможен ли рецидив – разбирался обозреватель «Вечернего Омска».
Топливная засуха в пассажирских автопредприятиях Омска началась 23 ноября, когда компания «Газпромнефть – Корпоративные продажи» перекрыла кран с соляркой для муниципальных ПАТП. По официальной версии, поставка горюче-смазочных материалов на городские пассажирские предприятия была приостановлена из-за долгов. Омские транспортники задолжали «Газпромнефти» порядка 150 млн рублей.
Переговоры с поставщиками топлива ожидаемых результатов не принесли. Хотя муниципалитет представил график погашения задолженности, согласно которому за два месяца, к концу января будущего года, большая часть долга будет погашена. А дальше, как подчеркнул мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ, отвечая на вопросы горожан в пресс-клубе «Вечернего Омска» на прямой линии, «мы войдем в договорные условия». Фактически администрация города гарантировала, что платежи за ГСМ будут осуществляться в соответствии с контрактными обязательствами.
Странно, но «дочка» «Газпромнефти», отвечающая за реализацию топлива, проигнорировала эти гарантии. Странно, потому что крупные холдинги в регионах присутствия обычно стараются вести более лояльную политику. У «Газпромнефти» в городе – один из самых крупных и доходных активов – Омский нефтеперерабатывающий завод, в продукции которого и было отказано муниципальным автобусным паркам. Омичи, конечно, благодарны компании за реконструкцию улицы Валиханова, перекопанный пока Любинский проспект, но в ожидании автобусов на остановках им было не до красот омского Арбата.
В результате муниципалитет вынужден был оперативно искать другой выход из сложной ситуации. И нашел альтернативный вариант закупки ГСМ для автотранспортных пассажирских предприятий города. До конца года муниципальные автобусы будут заправляться на АЗС компании «Топ Лайн».
– Первый раз топливные карточки, по которым заправляются муниципальные автобусы, были заблокированы из-за долгов в сентябре, однако нам удалось путем оперативных переговоров продолжить работу транспорта. Теперь наши партнеры из компании «Газпромнефть – Региональные продажи» на это не пошли, несмотря на представленный четкий гарантированный график погашения задолженности, – объяснил ситуацию директор департамента транспорта Виталий МАСЛИК. –Поэтому мы нашли альтернативный вариант. До конца года муниципальный транспорт будет заправляться у других поставщиков, в частности у компании «Топ Лайн». При этом все финансовые обязательства перед компанией «Газпромнефть – Региональные продажи» будут выполнены уже в январе-феврале 2016 года.
В принципе, сложная ситуация с расчетами за топливо в конце года не стала неожиданностью. В департаменте транспорта считают, что причина этого в разрыве между реальной себестоимостью поездки, оцениваемой в 25–27 рублей, утвержденным РЭК Омской области тарифом около 22 рублей и установленной стоимостью поездки в размере 18 рублей. По сути, каждая поездка в убыток увеличивала кассовый разрыв между реальной стоимостью и фактической оплатой пассажирских перевозок. Соответственно, рос и долг городских автопредприятий. По словам Виталия Маслика, диспропорция между реальной себестоимостью одной поездки, утвержденным тарифом и платой за проезд – это ключевые причины возникновения долгов перед поставщиками топлива. Муниципалитет за каждую поездку вынужден был доплачивать 4 рубля из городского бюджета
Еще год назад об этом дисбалансе, который приведет транспортные предприятия к концу года в сложное финансовое положение, муниципальные власти информировали коллег из регионального правительства. Но дополнительных средств для компенсации выпадающих доходов ПАТП не поступило. Городскому бюджету пришлось раскошелиться дополнительно ещё примерно на 100 млн рублей. Но их оказалось недостаточно. На последнем заседании Омского горсовета скорректирован в пользу транспортников муниципальный бюджет на текущий год. Автотранспортные предприятия получат 20 млн рублей на компенсацию расходов на перевозку льготников.
Есть еще одна причина сокращения доходов городских ПАТП. В жесткой конкуренции с маршрутками, которые по решению суда вынуждены возить пассажиров так же, как и автобусы, по 18 рублей, муниципалы пока проигрывают. Кроме того, не секрет, что на популярных маршрутах можно встретить машины и нелегальных перевозчиков. В мэрии рассчитывают, что новый закон № 220-ФЗ «Об организации транспортных перевозок» вместе с законодательными актами, принятыми на региональном уровне, поможет навести порядок и в этой сфере.
*
|