Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень провел в Москве совещание с руководителями регионов, на территории которых есть недостроенные дома группы компаний «СУ-155». В 15 регионах России на сегодня 36 жилых домов, недостроенных подразделениями СУ-155, в том числе два – в Омске. Их на проспекте Мира возводила Восточно-Сибирская строительная компания, которая входит в ГК «СУ-155», дольщиками строительства стали 99 омичей. От области в совещании участвовал глава регионального минстроя Станислав Гребенщиков.
Как заявил Михаил Мень, государство, как правило, не вмешивается в подобные ситуации, но в связи с тем, что 27 тысяч россиян вложили свои деньги и теперь ждут получения квартир от компании «СУ-155», Минстрой вынужден включиться в процесс. Здесь создана рабочая группа, задача которой – поиск путей решения проблем «СУ-155» с учетом интересов дольщиков, банков и государства. По словам председателя совета директоров ГК «СУ-155» Михаила Балакина, у компании есть план выхода из сложившейся ситуации и до конца года будут утверждены сроки по вводу всех строящихся объектов.
Глава Минстроя России сообщил, что оздоровлением «СУ-155» займется санатор, которым выступит крупный инвестор, банк или строительная организация. То есть, как следует из этих слов, этот санатор еще не определен. Тем не менее Михаил Мень заявил, что «появления обманутых дольщиков мы не допустим».
**
Как не стать жертвой игрушки?
Гаррет, который «построил бренд»
Не раз приходилось видеть в омских магазинах игрушек, как девочки буквально выклянчивают кукол-монстров. Сами же родители вопрошают: чем же это они так привлекают? Кроме того, признаются, что дети в прямом смысле слова заболели монстрами. Возрастной ценз на некоторые куклы обозначен уже «6+».
Отношение взрослых неоднозначное: одни высказываются категорично против, другие сперва не разрешают, но, не выдерживая натиска детских просьб, все же сдаются и покупают монстров по отнюдь не низкой цене (более 2000 рублей). Третьи и вовсе считают игрушки милыми и прикольными – некоторые взрослые и сами не прочь иметь таких. «Это всего лишь куклы», – говорят они.
Создателем этой серии считается Гаррет Сандер. Имея образование графического дизайнера, он начинал свою работу в крупнейшей американской компании по производству игрушек Mattel с разработки упаковок. Мечтал о собственной серии кукол.
В 2007 году Mattel поставила перед собой задачу порадовать детей, и тогда Гаррет предложил «Школу монстров». В 2010-м вышли в свет куклы-ученики – дети родителей-монстров: Дракулы, Франкенштейна, Медузы Горгоны, Снежного человека, Мумии, Оборотня и др. Первая партия пользовалась таким спросом, что через несколько месяцев компания наштамповала другую, которая должна была появиться в продаже в 2011 году. В 2010 году чистая прибыль компании составила $684 млн, по итогам 2011-го – $768,5 млн.
(К слову, Mattel принадлежит выпуск всемирно известной куклы Барби, которая породила «барбиманию» и недовольство многих девочек своей внешностью).
«Я не могу не гордиться тем, что вышло из нашей лаборатории», – признается Гаррет. Еще бы: видеоигры, мультфильмы, полнометражные фильмы, книги, журналы. И вот на прилавках в том числе и омских магазинов этот полноценный бренд с товарами во всевозможных категориях: рюкзаки, зонтики, мягкие игрушки, канцелярия, раскраски, сладости и прочее с изображением монстров.
Цель оправдывает средства?
Коммерческий интерес компании понятен: восприниматься как товар игрушки стали еще в конце XIX – начале XX века. Однако каково назначение кукол, с какими и как играть?
Как рассказала руководитель детского психологического центра «Арт», педагог-психолог высшей категории Алла ТИЩЕНКО, условно игрушки можно разделить на две большие группы: развивающие умственный интеллект (конструкторы, кубики, мозаики, развивающие игры, наборы строительные и т.д.) и развивающие социальный интеллект (куклы, машинки, солдатики, наборы для быта и т.д.), то есть те игрушки, с помощью которых ребенок моделирует реальную социальную ситуацию или сказочную, выдуманную.
По ее словам, раньше, когда общество могло помогать родителям воспитывать детей, добро и зло ребенок познавал из сказок про Золушку и Бабу-ягу. При этом на прилавках магазинов были принцессы и пупсы, то есть те игрушки, с помощью которых можно было моделировать сюжетно-ролевую игру. Дети проигрывали реальные социальные ситуации из жизни взрослых, получая при этом тот опыт, который им был необходим для выстраивания потом отношений с людьми. Играли, разумеется, в выдуманные «сказочные» игры и в героев, но при этом мастерили их сами. Важно то, что они не получали образцов от значимых взрослых, значит, не приобретали бесспорный опыт жизни, это были их фантазии.
Алла Тищенко отмечает, что игра ребенка – это репетиция его будущей жизни. Поэтому родители должны определять и выбирать линию культурного воспитания в семье, ориентируясь, прежде всего, на ценности семьи и общества, в котором живут, а не на интересы рекламы производителя.
– Умение объяснить и показать ребенку красоту, доброту не только в жизни, но и в искусстве, в игрушках, в мультиках – это ответственность взрослого человека перед маленьким за его будущее. Ведь родители умеют говорить «нет» неправильной еде, напиткам, рискованным играм и т.д., несмотря на слезы детей, – отмечает Алла Тищенко.
Кроме того, по ее словам, к психологам часто обращаются родители с просьбами об избавлении ребенка от страхов. Из десяти случаев один от испуга собаки, аварии, агрессии взрослых, девять – оттого, что дети смотрели мультик, играли в компьютерную игру или в тех же кукол-монстров. Причем таким детям чаще всего требуется уже психиатр, поскольку наблюдаются более глубокие расстройства психики.
– Удивляют родители. На вопросы о покупке подобных игрушек они отвечают: «Так он же просит только их!» – рассказывает Алла Тищенко. – Какого вы хотите воспитать человека – вот в такие игры и начинайте играть с вашим ребенком.
Что же с Monster High? По большей части эти куклы коллекционные (их несколько десятков). Но главное – за детей уже придумали биографию каждой куклы, аксессуары и даже питомцев. А какие жизненные ситуации проигрывают дети? К примеру, на уроках решают «химические» задачи: как приготовить «мертвый отвар». Кроме того, с монстрами можно встретиться и в виртуальном мире. Так, некоторые онлайн-игры предлагают детям сыграть в «Пляж на кладбище» или «Гробобол».
Да, куклы сделаны на шарнирах, что выделяет их из числа прочих, но за всей этой мишурой скрывается гораздо более серьезное – манипуляция (в том числе и потребительским спросом): я управляю тобой – играй так.
Про таких «детей экрана» Алла Тищенко заметила, что «у них нет реального представления о действительности, она появляется только в игре со взрослыми и с ровесниками».
Играть или не играть?
Какой же должна быть правильная игрушка? Как рассказала педагог дошкольного образования детского сада № 389 г. Омска Анастасия БУГАЕВА, при выборе игрушки важно учитывать не только ее привлекательный внешний вид и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект.
И здесь мы видим сгорбленную осанку, шрамы и шурупы на теле, неестественный цвет кожи и волос, непропорциональные и анорексичные фигуры, вульгарный макияж, обувь на чрезмерно высоких каблуках.
– Не стоит упускать из виду этический и эстетический аспект. Неприемлемо наличие на кукле шрамов, уродств, например, как у кукол MH. Они не несут в себе ничего положительного, – добавила Анастасия.
Философия создания монстров – показать детям, как важно быть собой и принимать других такими, какие они есть. В силу этого у многих кукол есть шрамы, ожоги в пол-лица, пятна, торчащие клыки – чтобы помочь ребенку преодолеть комплексы. У монстров разный цвет кожи, статус, внешность, характер – и это должно помочь воспитать в ребенке толерантность. А наличие аксессуаров-гробиков, украшений в форме черепов и прочих атрибутов загробного мира, как сказано на официальном сайте MH, позволит «справиться с глубоким, заложенным в человека природой страхом смерти».
Безусловно, философия создания кукол-монстров неплохая по своей сути. Но насколько цель оправдывает средства? В любом случае, решающее слово – за родителями.
В качестве заключения хотелось бы привести слова Умберто Эко: «Играя, ребенок учится жить в мире именно потому, что делает понарошку то, что потом будет вынужден (или захочет) делать по-настоящему».
**
|