В этапе конкурса в Новосибирске приняли участие более десяти омских проектов. Работа Дмитрия Алгазина и Андрея Забудского «Устройство для проращивания семян «Росинка» заняла третье место и была признана полезной для развития отрасли. Отмечен также проект Мария Дроздецкой из Института проблем переработки углеводородов СО РАН, посвященный использованию в медицинской практике углеродных аппликаторов.
Все три молодых инноватора приглашены на конференцию Startup Village, которая пройдет 2-3 июня на территории центра «Сколково». Победители конкурса Startup Village смогут получить от партнеров и спонсоров материальную поддержку для проведения дальнейших исследований по своим проектам и стать резидентами Фонда «Сколково».
**
Двигатель правосудия
Эта круглая дата – повод поговорить о том, какой является современная служба судебных приставов, насколько представления граждан о ней соответствуют действительности. Об этом и многом другом рассказал исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Игорь МОСКВИН.
– Что можно сказать об уровне ответственности омских должников перед законом и как с ними работать?
– Все понимают, что в существующей непростой экономической ситуации многие стали должниками не по своей воле. Они не могут решить свои финансовые проблемы в силу объективных причин. Уговаривать платить таких людей не надо, они и сами все понимают. Мы можем им помочь, например содействовать в трудоустройстве, хотя это и выходит за рамки исполнительного производства. Другое дело, когда люди вполне осознанно уклоняются от исполнения судебных решений. В этом случае мы занимаем однозначную позицию: люди должны знать об ответственности и понимать, что главный ее принцип – неизбежность наказания. Не выполнил решение суда – тогда не удивляйся тому, что твое имущество изъяли в счет погашения долга.
– Известно, что вы даже пытаетесь воздействовать на должников психологически.
– Да, если вы имеете в виду нашу социальную рекламу, сотрудничество с представителями православного и мусульманского духовенства. Мы осознаем, что не сможем полностью изменить сформировавшиеся стереотипы людей, но не пытаться делать это мы тоже не можем. Стараемся напомнить людям об обязательствах, которые они когда-то на себя взяли, обратить внимание на то, что не пристав, а они сами заинтересованы в оплате долгов. Если говорить в целом, то вся служба взяла курс на формирование нетерпимого отношения в обществе к должникам вообще, и особенно – к должникам по алиментам.
– Именно поэтому в Омской области проходит столько акций, адресованных алиментщикам?
– Да, для нас взыскание алиментных платежей уже давно является одним из приоритетных направлений в работе, поскольку эта категория выплат напрямую затрагивает интересы детей и является одной из острых социальных проблем нашего времени. Невозможно оставаться безразличным к судьбе детей, тем более что судебные приставы видят, в каких условиях зачастую они находятся. В ходе акций, которые проходят несколько раз в год, в том числе в канун 1 сентября и Нового года, на работу с должниками по алиментам направлены максимальные усилия. Судебные приставы, в том числе из других групп, работают практически без выходных, рейды проходят по вечерам, в субботу. В этом году было несколько случаев, когда должники, узнав о начавшейся акции, сами приходили в отдел и рассчитывались с долгами.
– Многим общественникам нравится ваша инициатива по трудоустройству должников...
– Мы предлагаем свое содействие в трудоустройстве всем должникам, не только по алиментам. Судебные приставы дают им направления в службу занятости населения, где их вакансии рассматривают в первоочередном порядке. Причем если человек сразу и не нашел работу, а просто встал на учет и получил статус безработного, он начинает получать пособие, с которого удерживается задолженность. Я уверен, работа с должниками требует комплексного подхода. С одной стороны, служба занимается принудительным исполнением, и в большинстве случаев без принудительных мер не обходится. С другой стороны, в соответствии с законом об исполнительном производстве у должника есть пять дней для того, чтобы пусть в рамках принудительного исполнения, но добровольно выполнить обязательства, наложенные на него судом или решением другого государственного органа. И за эти пять дней нужно понять, как будут развиваться события дальше, чем можно человеку помочь, что подсказать. То есть исполнительное производство нужно начинать с поиска компромисса с должником.
– Вы исполняете и решения уполномоченных органов...
– Да, налоговой службы, милиции, таможни... Существует более 60 федеральных органов исполнительной власти, которые имеют право выносить соответствующие административные решения. И здесь есть своя специфика: взыскать штраф ГИБДД – это одно, а приостановить деятельность пожароопасного объекта – совсем другое. Исполнительные документы этой категории – не только формальное соблюдение нормативов и требований законодательства. Прежде всего, они выносятся для обеспечения безопасности людей, и было бы странно воспринимать это негативно.
– Давайте вернемся к штрафам. Поступление таких документов продолжает расти. Как с этим бороться? Опять акции проводить?
– Почему бы нет, тем более что они уже доказали свою эффективность. Мы регулярно проводим совместные рейды с инспекторами ГИБДД, которые отмечают, что мы не только взыскиваем долги по штрафам, но и способствуем профилактике нарушений правил дорожного движения. Впрочем, этим наше сотрудничество с Управлением ГИБДД по Омской области не ограничивается. Одним из масштабных проектов было внедрение новой системы электронного документооборота, и теперь судебные приставы и инспекторы ГИБДД могут оперативно обмениваться информацией.
– Чем эта система полезна для омичей?
– Она позволяет избежать ошибок. Как все происходило? Поступал исполнительный документ, судебный пристав возбуждал исполнительное производство, человеку направлялось требование и так далее. Но могло оказаться, что штраф на данный момент уже оплачен. Сейчас, зайдя в программу, судебный пристав видит, был платеж или нет, ему не придется делать лишней работы и понапрасну беспокоить людей.
– Ни для кого не секрет, что в последние годы Федеральная служба судебных приставов придает большое значение развитию информационных технологий.
– Да, и здесь работа идет по нескольким направлениям. Наш главный интернет-ресурс – сайт ФССП России. Зайдя на него, любой желающий может воспользоваться банком данных исполнительных производств, узнать о наличии задолженности и, если таковая имеется, всю необходимую контактную информацию. В условиях, когда наблюдается рост числа поступающих исполнительных документов, и прежде всего по взысканию штрафов, оперативное уведомление граждан о возбужденных производствах играет важную роль.
– Основное направление – принудительное исполнение. Одна из резонансных мер в отношении злостных неплательщиков – ограничение в праве выезда за пределы страны.
– На сегодня это один из наиболее действенных рычагов воздействия на должников. Но он эффективен лишь в отношении определенной категории граждан – тех людей, которые в силу своей деятельности и материального достатка выезжают за пределы Российской Федерации. За 8 месяцев 2015 года было вынесено более 9000 постановлений об ограничении права выезда, что в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате было взыскано 106 миллионов рублей, в том числе 7 миллионов рублей – по алиментным обязательствам. Причем многие не знают, что у взыскателя есть право обращаться в суд за санкцией на ограничение права выезда и по несудебным исполнительным производствам.
– Как происходит взыскание задолженностей в бюджетную систему? Ведь сегодня долги по налогам исчисляются сотнями миллионов...
– Если говорить о конкретных результатах, то за первое полугодие 2015 года в процессе принудительного исполнения было окончено почти 11 тысяч производств о взыскании налоговых платежей и санкций на общую сумму свыше 432,9 миллиона рублей. Есть предприятия, задолженность которых исчисляется миллионами, и процесс взыскания, безусловно, идет непросто. Но судебные приставы продолжают работу, и долги погашаются.
– Как обстоят дела с долгами по заработной плате?
– В этом году количество исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате и общая сумма задолженности по ним увеличилась почти в два раза. Основной проблемой в этой области остается низкая платежеспособность должников, в подавляющем большинстве находящихся на грани банкротства. На момент возбуждения исполнительного производства зачастую оказывается, что многие предприятия уже прекратили свою хозяйственную деятельность и не находятся по месту регистрации. Вообще по отношению к должникам по заработной плате у нас жесткая политика, они привлекаются к административной и уголовной ответственности, соответствующая информация передается в правоохранительные органы. Во многом нам помогает и работа в рамках межведомственных групп при городской и областной прокуратуре, в областной межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти в сфере защиты трудовых прав работников.
– При такой нагрузке у судебных приставов хватает времени и сил?
– Работать действительно очень тяжело. По-прежнему наблюдается рост количества исполнительных производств, ежегодно увеличивается общий размер взыскиваемой суммы и, как следствие, нагрузка на судебных приставов-исполнителей. Несмотря на это, в первом полугодии 2015 года в результате деятельности омских судебных приставов взыскано более 2 млрд 627 млн рублей, что на 14,2% больше, чем в первом полугодии 2014 года. В консолидированный федеральный бюджет перечислено 697 миллионов рублей. Средств на содержание несовершеннолетних детей взыскателям поступило 20 миллионов рублей, кредитным организациям возвращено более 207 миллионов рублей. Сумма взысканной в пользу омичей заработной платы превышает 50,5 миллиона рублей.
*
|