В комплексе с медикаментозным и другими видами лечения анималотерапия успешно применяется при неврологических и психических заболеваниях, показана больным аутизмом, олигофренией, синдромом Дауна, ДЦП и др. В качестве «докторов» во всем мире используются кошки, дельфины, кенгуру и другие животные. В Омске уже несколько лет успешно работают центры иппотерапии («лечение лошадьми») и канис-терапии («лечение собаками»).
Центр канис-терапии «Лапу, друг!» открылся в Омске около полутора лет назад. Сегодня здесь работают шесть собак, еще четыре пушистых лекаря пока на испытательном сроке. Руководитель центра Наталья ЧАЙКА поясняет: к работе с детьми допускаются только специально обученные собаки, прошедшие три уровня тестирования.
– Необученная или неправильно примененная собака – это оружие, – подчеркивает специалист. Например, в работе с детьми не используют собак, прошедших курс защитно-караульной службы: они могут среагировать на резкое движение или взмах руки ребенка. Собака-ассистент должна быть спокойной, управляемой, не реагировать активно на других собак и людей, не навязываться – не тыкаться мордой, не проситься на руки и так далее.
Животное работает в паре с волонтером, обученным техникам канис-терапии. Занятия проходят под контролем специалистов – реабилитологов, педагогов, психологов, также прошедших специализированные курсы.
– К канис-терапии относятся программы адаптивной и лечебной физкультуры, педагогические программы и психологические тренинги с собакой-ассистентом, – рассказывает Наталья Чайка. – Это тяжелый труд, и мы несем ответственность и за ребенка, и за собаку, и за результат.
Просто так прийти в центр поиграть с собачкой нельзя. На руках у родителей должна быть рекомендация от специалиста – психиатра или психотерапевта, содержащая диагноз и подтверждающая отсутствие противопоказаний.
– Не все дети, имеющие психическое расстройство, нуждаются в такой реабилитации, – поясняет заведующая детским психиатрическим отделением № 10 Омской клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Солодникова Ирина ГРАНКИНА. – Для проведения канис-терапии есть определенные показания. Мы рекомендуем это направление родителям, у детей которых есть задержки психического и речевого развития, органические расстройства с эмоционально-волевыми нарушениями, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич и гиперактивность. Есть и противопоказания: аллергические реакции, заболевания верхних дыхательных путей, вирусные инфекционные заболевания в острой стадии. Есть еще и осложнения от этого вида терапии. Чаще всего встречается развитие гиперпривязанности к одному из животных.
Сегодня в центре «Лапу, друг!» проходят реабилитацию около 40 детей, еще около 200 ребятишек ждут своей очереди. Длительность одного курса реабилитации – 3–4 месяца (минимум 21 занятие).
Центр иппотерапии на базе детской городской больницы № 4 работает с 2008 года. Занятия лечебной верховой ездой развивают физическую активность больного, способствуют восстановлению нарушенных функций организма, нормализации мышечного тонуса, снижают возбудимость, агрессию, замкнутость, уменьшают страхи. Занятия с лошадьми рекомендованы детям, страдающим неврологическими и психическими заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушениями периферического кровообращения, ожирением и др. Существует и целый ряд противопоказаний к занятиям иппотерапией, в том числе аллергия, нестабильность позвоночника, сердечно-сосудистая недостаточность, эпилепсия и другие.
– Иппотерапия – это разновидность лечебной физической культуры, – рассказывает заведующая отделением восстановительного лечения детской городской больницы № 4 Елена ГАВРИЛОВИЧ. – Мы занимаемся не прогулочными выездами, а лечебной верховой ездой. С ребенком работает целая команда специалистов – инструктор-методист, коновод и берейтор. Помимо физического развития во время выполнения упражнений на лошади (лечь на спину, обнять за шею), ребенок при общении с животным получает психоэмоциональное развитие, проводит время на свежем воздухе, на открытом пространстве, чувствует свободу, встречается и общается с новыми людьми, преодолевает страх впервые сесть на лошадь, получает удовольствие. Для каждого ребенка инструктор-методист разрабатывает индивидуальную программу, зависящую от диагноза, возраста и даже настроения.
Направление на иппотерапию также выдает врач.
Для лечебной верховой езды используются только взрослые большие лошади (не пони), которых специально подбирают и готовят. Не допускаются спортивные лошади, реагирующие на свист и окрик. Кроме физических упражнений, занятие включает в себя кормление животного – это развивает у ребенка бытовые навыки.
Специалисты подчеркивают: простое общение с животными, поглаживание, игры, в том числе посещение контактных зоопарков, вызывают и у детей, и у взрослых положительные эмоции, однако терапевтического эффекта не несут. Лечение возможно только с применением специальных техник и упражнений под контролем квалифицированных врачей и педагогов. Родители вправе попросить зооцентр представить соответствующие документы.
**
|