Судя по воспоминаниям помещицы Кур- маналеевой, мать Досифея предвидела конец своего земного бытия . Она скончалась 4 февраля 1810 года и была похоронена в Новоспасском монастыре, где находилась усыпальница бояр Романовых, в чем также видели доказательство ее царского происхождения 22 • Однако не менее
вероятно, что выбор места погребения Доси- феи объяснялся ее давней духовной связью с новоспасскими старцами. Вместо болевшего митрополита Платона ее при большом стечении народа отпевал викарий Московской епархии, епископ Дмитровский Августин. На отпевании присутствовали сенаторы, члены Опекунского совета и многие доживавшие свой век в Москве вельможи екатерининского времени, а также главнокомандующий Москвы граф Иван Васильевич Гудович.
При игумении Елизавете произошло обновление соборного иконостаса, так как «стоящие в иконостасе Святыя образа писанием от древняго пастроения весма обетшали также и на иконостасе позолота во многих местах облиняла и потемнела». В 1794 году «занужное почитая взнамерились мы суммою доброхотных подателей оное древнее писание образам зачав от нижняго пояса даже да самого верха ни обходя ни единого и не убавляя оного ниже к тому чего прибавляя но таковым же писанием возобновить и иконостасе и во олтаре над святым престолом сень все вновь позолотить, притом царские врата для приличной красоты оные в верх на поларшина или более, с постав- новлением около их вновь регулярных столбов, и двери во оным новым и лучшим манером сделать и позолотить.
Воздвижением Креста Господня
Запись об этом вкладе содержалась в монастырском Синодике, который видел и частично переписал А. Ф. Малиновский. Судя по всему, других подобных вкладов в Синодике отмечено не было. Кроме того, купчая на эти лавки – единственный документ такого рода, хранившийся в монастырском архиве в 1701 году. При этом
бросается в глаза значительный штат монастыря, обеспечиваемый денежной и хлебной ругой, выдаваемой из «большая казны большого дворца» 49. Так, опись 1701 года указывает, что в монастыре проживает 100 стариц вместе с игуменьей, получающих ругу. То же число называет и выписка из Книг царского жалованья начала
XVII столетия: «Со 133 году игуменье 4 рубли 30 алтын, рядовым старицам 100 человеком по 2 рубли по 15 алтын старице».
В царствование Бориса Годунова Ивановский монастырь занимал важное место в городской церковной организации. Так, известно, что в 1604 году священник монастырской церкви входил в число восьми московских соборных старост, а храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был, таким образом, одним из восьми московских соборов. По определенному Стоглавом уставу об учреждении в Москве «седыми старостам поповским и седыми собором», соборные старосты должны были наблюдать о благочинии в своем соборе, управляя им через старост десятских. В определенные уставом дни – в неделю перед Воздвижением Креста Господня, в понедельник Светлой седмицы.
|