В спектакле «Холодное сердце» сочетаются драматическое и кукольное искусство, страшные и смешные превращения, развлечение и поучение.
Мистика с пауком
Сказку немецкого романтика Вильгельма Гауфа поставили нижегородский режиссер Сергей БАЛЫКОВ и главный художник «Арлекина», лауреат «Золотой маски» Ольга ВЕРЁВКИНА. В прошлом сезоне эта же команда выпустила «Легенду горы Фудзи» по мотивам японских преданий. Второй совместный спектакль – снова легенды и предания, на сей раз немецкие, положенные писателем в основу своего произведения. И, похоже, спектакль этот ожидает не меньший, чем у первого, успех у публики и профессионалов.
У арлекинцев получилась страшная сказка со счастливым концом, в которую режиссером умело вплетены юмористические находки, гармонично (как ни парадоксально это звучит) сочетающиеся с пугающей мистикой, близкой к гофманианской. Чего стоят одни только превращения, которые благодаря возможностям кукольного театра воплощаются на сцене действительно по-волшебному. Михель-великан, выпускающий паучьи лапы, способен напугать даже взрослого, не говоря о восьмилетних детях: спектакль в афише значится с пометкой. Но режиссер уверяет, что вряд ли можно назвать этот зрительский возраст маленьким для столь серьезного материала.
– У меня был знакомый, которому родители читали Достоевского, – и в три годика он плакал над Алешей Карамазовым. Рано ли это? Если сочувствие вызывается, если ребенок проникается миром этой истории, значит, ему не рано смотреть спектакль, – говорит Сергей Балыков. – Дети все разные. На то они и люди.
Без белых ниток
Даже в первые дни показа спектакля, когда порой новые постановки грешат своей сыростью, «Холодное сердце» не дает поводов для критики: музыкальное и световое оформление спектакля отвечают всем режиссерским задумкам, не говоря уже о диалогах персонажей, которые получились столь выразительными, что впору растаскивать на цитаты. Если «Арлекин» уже имел дело с этой сказкой Гауфа (в 1979 г. одноимённый спектакль с Эдуардом Ураковым в главной роли поставил режиссер Вячеслав Борисов), то для Балыкова омский опыт – первая работа с «Холодным сердцем».
– Я считаю эту работу очень удачной. В первую очередь радует то, что нет извечного белого шва, которым сшиваются куклы и живой план, – делится режиссер. – Это две разные природы театра: одна – театр представления с куклами и вторая – театр переживания. Как видите, у нас куклы заставляют переживать, а живой план, то есть актеры, начинает представлять и веселить. Произошла смычка этих двух природ театра, и мне кажется, достаточно успешно. После спектакля я поблагодарил актеров за то, что они мне подарили радость общения с настоящими профессионалами: к сожалению, сегодня это случается не так часто, как хотелось бы.
Главная роль, угольщика Петера Мунка, досталась ведущему артисту театра Дмитрию ВОЙДАКУ. И это большая актерская удача в его биографии. Войдаку не хватало такого серьезного материала: на взгляд режиссера, тот «заигрался в Петрушку». А в «Холодном сердце» Дмитрий сумел показать все метаморфозы своего героя: от глупого сельского парня до бессердечного скряги, от жестокости до глубочайшего раскаяния. Войдак раскрылся для зрителей как серьезный большой артист.
Т
**
|