Во Владимирском храме села Виноградова богослужения не прекращались и в годы войны. С этим храмом была связана тайна, открывшаяся лишь в самое последнее время: здесь под престолом хранилась величайшая святыня Русской Православной Церкви – святая глава преподобного Сергия Радонежского, которую подменили во избежание поругания и осквернения его святых мощей. В церковь села Виноградова ее привез Павел Александрович Голубцов – будущий архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий, духовный сын схиар- химандрита Илариона (Удодова). Перед этим честная глава хранилась у Ю. А. Олсуфьева в его доме в Загорске (Сергиевом Посаде), а затем у вдовы Олсуфьева в Косине И5. С началом войны хранить там реликвию стало слишком рискованно: со дня на день ждали ареста С. В. Олсуфьевой, что и случилось в ноябре 1941 года ч6. Летом 1941 года П. А. Голубцов был призван в действующую армию, и в августе, перед отправкой на фронт, он привез святыню своему старцу, схи- архимандриту Илариону, на хранение. Святая глава хранилась под престолом Владимирской церкви с лета 1941 до лета 1945 года. И никто – ни прихожане, ни ивановские монахини, проживавшие в селе Виноградове и в других местах, ни новый псаломщик Владимир Жаворонков, ставший впоследствии диаконом, а затем иереем и настоятелем церкви, – не знали, что эта церковь в годы войны освящалась присутствием великой святыни.
Схимонахиня Марфа Юродивая
Известно, что на все эти работы Мазурина полностью истратила не только средства, завещанные Макаровой-Зубачевой, но и свой собственный капитал.
Обновление обители сопровождалось событием в церковной жизни Москвы – обретением мощей блаженной схимонахини Марфы. Перед разборкой старого соборного храма М.А. Мазурина просила святителя Филарета указать, как поступить с гробом и останками подвижницы. Митрополит благословил перенести их в новый храм, дабы ее мощи почивали в нем так же, как они пребывали более 200 лет в старом. В один из дней i860 года (к сожалению, пока остается неизвестным, в какой именно) приходским причтом в присутствии М. А. Мазуриной и М.Д. Быковского была тайно отслужена панихида, после чего одну сторону кирпичного надгробия разобрали и погребение освидетельствовали. Сохранилось его описание, составленное отцом Василием Рудневым со слов очевидцев: «Оказалось: крыша гроба сгнила совершенно. Боковые стороны обгнили, нижняя доска цела; кости сохранились все в полном составе; голова лежала на камне; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда, покрывающая кости; кости все светло-желтого цвета. С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы были перенесены в часовню у Святых ворот в специальном ящике, сделанном по приказанию митрополита Филарета. Здесь они находились 15 лет, на протяжении которых над гробом пелись панихиды. В 1875 году мощи блаженной Марфы были перенесены в новый собор и положены в мраморной гробнице, устроенной на том же месте, что и в старом соборе. Новая эпитафия, в общих чертах повторяла ту, которая существовала на прежней надгробной доске: «Лета 1638 марта в i день на память Св. преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дарья в инокинях схимонахиня Марфа Юродивая».
|