О состоянии внутреннего убранства церкви Всех Святых на Кулишках вскоре после наполеоновского нашествия можно судить на основании сохранившейся описи имуществ
1813 года, имеющей множество приписок более позднего времени ”. В первой части описи, подписанной священником Петром Евдокимовым и диаконом Иваном Васильевым, записано, что «настоящая (холодная церковь – В. С.) во время нашествия неприятеля внутри вся выгорела и в ней ничего не имеется. в теплой церкви два иконостаса и в них колонны вызолоченные, из числа местных образов повреждены несколько образ Николая чудотворца и пророка Наума»53.
Далее в описи перечислена церковная утварь в количестве 50 предметов, сохранившаяся в приделах: Евангелия, покровы, дарохранительницы, напрестольные кресты, серебряные сосуды, кадило, орари, воздухи, ризы, подсвечники и лампады. Упомянуты и несколько икон разных размеров, в том числе образы Всех Святых, Благовещения Божией Матери, Боголюбской Божией Матери и Владимирской Божией Матери, частично обложенные серебром и позолоченные. О некоторых образах говорится как о «поступивших вновь» или украшенных медными ризами (появление новых икон и окладов было, вероятно, связано с тем, что приделы готовились к освящению). На колокольне висело 7 колоколов разного веса.
Заброшенность холодного Всехсвятского храма продолжала волновать священника Петра Евдокимова.
Священник Петр Петров
Свиньины обосновались здесь надолго. По ним Певческий переулок получил новое название – Свиньин. При Петре Сергеевиче Свиньине был возведен трехэтажный дом с колонным портиком, развернутый на улицу Яузскую (современную Солянку). Это великолепное здание в числе лучших московских домов попало в Альбом партикулярных строений архитектора М. Ф. Казакова 22.
В наиболее ранней из сохранившихся исповедных книг церкви святителя Николая Чудотворца в Подкопаях, составленной в 1751 году, содержатся имена священника Даниила Алексеева, диакона Симеона Данилова, пономаря Михаила Алексеева, просфорницы Агафоклеи Фединой, ее сына, купца Алексея Мартынова, семейства Свиньиных, прокурорши Анны Семеновны Агалиной, купца i-й гильдии Стефана Иванова, семьи Ушаковых, семьи Толстых, девицы Анны Васильевны Глебовой, князя Тимофея Ивановича Щербатова (купившего часть владения Колычевых), купца 2-Й гильдии Якова Григорьева и 10 семей крутицких певчих2з.
По общему согласию Толстого, Ушакова, Глебовой и семьи Лопухиных, прихожан церкви Трех Святителей, в 1745 году был закрыт и разделен между домовладельцами Голосов переулок4 .
В 1759 году священник Петр Петров с помощью прихожан выстроил при Никольском храме великолепную каменную колокольню25. Поскольку западный фасад храма выходил прямо в переулок, колокольню возвели отдельно, с северной стороны, поставив ее в линию церковной ограды. Первоначально она была надвратной, со сквозными арками в нижнем ярусе.
|