Первого сентября наша семья пошла в первый класс. Мы, родители, не хотели в школу. Мы боялись школы, наслушавшись ужастиков от уже хлебнувших школьной баланды знакомых. Но в День знаний, прикрывшись букетом побольше, всё же пришли на линейку. Тем, что удивило в первый месяц учёбы, делюсь с читателями «Вечёрки».
Я – человек абсолютно несистемный, но к моменту вхождения в школьную жизнь моего ребенка полностью осознала, что бороться с системой невозможно, а значит, надо смириться и принять школу такой, какой она стала благодаря всем образовательным реформам.
Портфолио
Сначала о том, для чего нужны эти долгие 11 лет. Наглядным итогом школьного обучения должно стать портфолио (папка с фотографиями, грамотами и дипломами). По мысли креативных чиновников, с ним школьник перейдет затем в вуз, в армию, на работу. Кто знает, быть может, от толщины портфолио будет даже зависеть количество баллов для начисления пенсии.
Еле удерживая в руках увесистую папку с достижениями четвероклассника, взятую для примера, наш учитель объясняет, как ее наполнять. Для этого ребенку, а точнее его родителям, каждый месяц необходимо участвовать в конкурсах и олимпиадах, спускаемых на школу откуда-то из прогрессивных образовательных организаций. Причем независимо от результата итогом станет диплом, который и будет бережно храниться в папочке. Самостоятельно справиться с заданиями ребенку действительно нереально. Но мы же помним, что, отдавая свое чадо в современную школу, мы обязались, по требованию федерального стандарта, «включиться в образовательный процесс», причем прежде всего финансово, ведь участие в каждом конкурсе стоит денег (в среднем 100 рублей).
Недавно в интернете наткнулась на историю мамы четвероклассника и убедилась, что в своих переживаниях по поводу «показушности» подобных мероприятий я не одинока:
«Смысла в этих конкурсах особого я не видела, но платила. Задания они решали в классе, поэтому даже не знаю, о чём там речь шла. Так бы и пребывала я в счастливом неведении, если бы однажды ребенок не принес лист конкурса домой. В одном задании надо было определить, как называются части у русской печки. Я лето проводила в деревне, у бабушки была русская печка. Знаю заслонку, устье, шесток, задвижку – мой сын этого не знает, он русскую печку не видел, и вообще непонятно, зачем ему это знать. А что «охлупень» и «причелина» – это элементы русской избы, не знала даже я. Какой смысл в таких конкурсах? Наляпал наугад, деньги отдали, в портфолио бумажку положили».
Не хочу воспитывать лидера!
Воспитать лидера, добиться успеха, вырастить креативную самостоятельную личность – вот цель современной системы образования. Об этом, во всяком случае, кричат названия школьных мероприятий. Впрочем, и сами заказчики образовательной услуги, то есть родители, иначе как креативно-успешными лидерами своих детей не видят. Многие современные мамаши рады нагрузить своих чад еще до школы изучением нескольких языков, хореографическими и вокальными занятиями, хорошо бы еще добавить сюда школу юных фотомоделей – и блестящее будущее ребенку обеспечено. А тут еще и школа предлагает свои услуги по воспитанию незаурядной личности. Почему вы нам уроки не задаете? – спрашивает учителя в первые дни сентября явно не обремененная работой мама первоклассника. Вероятно, эмоционально-физическое истощение росту лидера не помеха.
Уроки – это отдельная тема. Чиновники от образования уже много лет публично доказывают, что домашнее задание в первом классе задавать запрещено законом. Поэтому официально это называется «доделать то, что не успели на уроке». Честно говоря, пока что «домашка» не доставляет нам хлопот, делаем мы ее быстро и без особых проблем. Но вот такое создание иллюзии заботы о детях, честно говоря, раздражает. Ведь мы же когда-то делали уроки, и это воспринималось как само собой разумеющееся.
Это страшное «Молодец»
Еще один креатив от системы образования – запрет на любое проявление оценки знаний в первом классе. Нет, понятно, что ставить двойки вчерашним дошколятам неправильно. Но вспомним, как боролись мы в свое время за звездочку в тетрадке или как бежали показывать родителям учительское «Молодец!» в прописях. В моей памяти, правда, осталось кроваво-красное «Небрежно!», навсегда запечатлевшее образ первой, так и не ставшей любимой учительницы. Нынче педагогам запретили даже «молодец» или «старайся». Лишь бы не убить на корню креативную личность или зарождающегося лидера. В результате на мое устное «старайся» ребенок резонно отвечает: «Зачем? Оценки же все равно не ставят».
Мы писали, мы писали и планшеты вдруг достали
Не хочется ностальгировать по советской школе, в которой мне еще посчастливилось учиться. Но всё же – что я помню о своем школьном детстве? То, что каждое утро надо было гладить пионерский галстук, что раз в неделю необходимо перешить кружевные манжеты, что после уроков можно было побежать на горку и кататься с нее на ранце, пока не побелеют щеки. Что вспомнит о своем детстве мой сын? Что перемена - это время, когда наконец-то можно поиграть в планшет, что у друга Вовы уже в первом классе телефон сенсорный, а у него кнопочный, что в мороз родители наконец-то не выгоняют силком на улицу и можно посидеть перед телевизором.
Понятно, что это мы, взрослые, нашли легкий способ обеспечить себе больше свободного времени – просто дали в руки детям гаджеты. В каждом доме свои порядки, но вот в школе, где ребенок проводит сидя за партой по четыре-пять часов, планшетам не место. Хотя нет, у нас же абсолютно законно ввели электронные учебники, то есть те же учебники, просто закачанные в планшет. Разница в том, что помимо текста школьники могут открывать аудиофайлы и видеоролики.
Конечно, дети поколения «Z» - это уже другие дети, но только не в начальной школе. Непонятно, о чем думают взрослые, отправляя первоклассника в страну знаний с планшетом в ранце. В итоге, отсидев 40 минут на уроке, обладатель гаджета скрючивается над ним еще и на перемене, а семеро одноклассников завистливо заглядывают ему через плечо. А потом чиновники кричат о необходимости ввести дополнительные часы физкультуры. А может, просто запретить во всех школах подобные игрушки?
Хочу снова процитировать историю одной мамы на эту тему:
«Когда мой ребенок пошел в первый класс, я, как правильная мать, каждый день интересовалась его делами в школе – что делал, чем кормили, с кем подружился. Через два месяца меня насторожило, что сын в разговоре не называет одноклассников по именам, а говорит «этот мальчик» или «эта девочка». На первом же родительском собрании задала вопрос, почему дети имен друг друга не знают. На следующий день учитель ради интереса решила проверить мои слова и попросила детей по очереди называть имена соседей по парте и ряду. Оказалось, что дети, отучившись два месяца вместе, действительно не знали имен одноклассников. Всю вторую четверть они начинали урок с того, что представлялись классу и учились обращаться друг к другу по именам.
Думаю, во всём виноваты гаджеты, которые школьники носят в школу, – зачем обращаться по имени, если можно молча подойти сзади и заглянуть через плечо в планшет. Их ведь по пять человек толчется возле одного телефона. А с другой стороны, что еще делать – бегать на переменах учителя запрещают, чтобы головы не поразбивали. А ведь, глядишь, разбил бы один другому нос – так, по крайней мере, обиженный бы точно узнал имя того, кто его побил».
И о хорошем
Так уж принято сегодня, что говорим о плохом мы чаще и охотнее, чем о хорошем. Взять тех же учителей, которых сегодня ни во что не ставит ни государство, ни, собственно, родители. Особо чадолюбивые мамаши любят предъявлять претензии: почему мой ребенок упал, плохо поел, порвал штаны? Это вы, Марьиванна, недосмотрели, недоучили, недолюбили. А часто ли мы благодарим тех, кому каждое утро доверяем самое дорогое? Ну разве что деньги сдаем на подарок ко Дню учителя. Чего ж тут удивляться, почему в школы и садики не идут работать.
Многое осталось от старой школы, много хорошего придумывают неравнодушные к своему делу учителя. Вот сейчас наши дети репетируют школьный спектакль, с нетерпением ждут посвящения в гимназисты, ждут снега, когда будут учить кататься на лыжах. К изумлению многих родителей, в школе работают бесплатные кружки: хочешь пой, хочешь танцуй, хочешь - играй в футбол или шахматы. Так что не так страшна школа, как о ней говорят, поменьше бы только чиновничьих реформ и показухи. Дайте детям побыть детьми!
*
|