Подписавший прошение Сергей Никитич Горяйнов был живописцем Гоф-интендантской конторы. В 1748 году он купил пострадавший от пожара двор Егановой на углу Подколоколенного переулка и проезда вдоль стены Белого города и вскоре присоединил к нему пустырь, который оставался на месте двора Владычкина, выгоревшего в 1737 году37. После пожаров сменились и владельцы дворов в проезде вдоль Белогородской стены. Вместо Загряжских и Бехметьевых здесь в середине XVIII века проживали братья Иван и Савва Масловы 38. На сохранившихся плачеловеком. Бездетные супруги постоянно посещали богослужения и были записаны во всех исповедных книгах. Нередко кто-то из них (особенно графиня) становился восприемником при крещении соседских детей, а также своих служащих и крепостных, которых в двух господских дворах обитало великое множество 48. Сами супруги жили в большой усадьбе через переулок от церкви, а усадьбу в Подкопаевском переулке сдавали служителям.
Дом Остерманов слыл одним из самых гостеприимных и хлебосольных домов в Москве. Хозяин его считался чудаком благодаря своей феноменальной рассеянности. Он любил уединение и духовное чтение, дружил и подолгу беседовал с митрополитом Платоном. Жена Федора Андреевича, Анна Васильевна, была дочерью графа Василия Борисовича Толстого, который в 1760-1770-х годах жил по соседству с Глебовыми в Малом Трехсвятительском переулке.
Сергий Радонежский
О происхождении этого чудотворного образа точных сведений нет. Судя по сюжету и иконографии, он мог быть исполнен не ранее конца XVII века, когда получают распространение иконы на сюжеты, связанные с чудесами Спасителя. И. Ф. Токмаков, ссылаясь на местное предание, пишет о том, что деревянный сельский храм сгорел в конце XVII века, а новый, также деревянный, во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя Сергия Радонежского был построен на другом месте 48. Вероятно, именно тогда были написаны новые иконы, в том числе и цикл праздничных, аналойных образов, которые выносились в праздники «на поклон» посреди церкви. Чудотворный образ мог принадлежать к их числу, поскольку, согласно сказанию, записанному Токмаковым, он был найден среди старых икон, не находившихся в иконостасе. Первой о его существовании узнала больная женщина из села Ведерницы, получившая во сне откровение, что она исцелится, если отслужит молебен перед находящейся в храме иконой «Исцели Господь расслабленного». Вероятно, пишет Токмаков, она не вняла сонному видению, так как далее сказание сообщает о тяжелой болезни местного священника, получившего во сне повеление принять в дом икону Спасителя и отслужить молебен. Икона была найдена в храме среди старых образов, перед ней отслужили молебен, после чего священник получил исцеление. Об исцелениях от явленного образа стало известно архиепископу Переяславскому и Дмитровскому Арсению, управлявшему епархией с 1744 по 1752 год. Он повелел отвезти икону на архиерейское подворье в Переяславль Залесский.
|