Благодаря зрительскому голосованию, сформировалась экспозиция, явившая миру лучшие художественные произведения. Некоторые из них десятилетиями не покидали хранилищ музея.
Открыли сокровищницу
Главным этот проект называет сам музей, и надо отдать ему должное – называет без преувеличения. Итогом открытия выставки, к которой «врубелевцы» шли таким долгим путем, стало неподдельное восхищение зрителей: из фондов музея были извлечены на свет такие полотна, в которые хочется буквально нырнуть с головой и не возвращаться обратно. Чего стоит один только «Закат» Николая Дубовского, о котором остался отзыв посетителя: «Хочу туда!» Или «Ночь в степи» Николая Сергеева, не говоря уже о картинах Айвазовского и Занковского. Вошли в выставку и настоящие жемчужины музея – грациозная «Купальщица» Неффа, милая «Кружевница» Верещагина. Есть тут и картины Ходасевича и Маковского, и лидер голосования – «Ладьи. Город строят» Николая Рериха.
Работа над проектом началась еще 14 июля, когда музей объявил интернет-проект «Русская живопись: сделаем выставку вместе», первым в Омске решившись применить уже актуальный во всем мире формат «культуры участия».
– Омичам был предложен список из 100 картин, фотографии которых мы разместили в интернете, из них посетители выбрали 25. Больше тысячи человек приняли участие в голосовании, больше 15 000 мнений и комментариев было обработано нашими специалистами, – пояснил директор музея Юрий ТРОФИМОВ. – У выставки «Русская живопись. Избранное» есть своя книга отзывов, которая, как мы и обещали, начинается с полного списка «народных кураторов» и содержит наиболее интересные комментарии омичей.
Романтический настрой
Список-100 для голосования формировала главный научный сотрудник музея, хранитель фонда «Русская живопись» Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. Она стремилась представить все жанры и крупные имена художников, выбрать картины с интересной историей, портреты людей с яркими судьбами, а также включить в список работы, которые показываются крайне редко. Результат голосования удивил куратора выставки: казалось, что больше всего голосов наберет Нефф, но лидером стал Рерих.
– Очень много голосов набрали пейзажи Сергеева, Айвазовского, Волоскова. И я поняла, что, во-первых, наш зритель любит академическое искусство, а во-вторых, его привлекает все романтическое, таинственное, загадочное – то, чего он в реальной жизни, наверное, лишен, – говорит Девятьярова. – В экспозицию также вошла работа, которая экспонируется впервые: «Пейзаж с судами» Александры Зельмановой-Чудовской. Правда, голосов она набрала меньше, чем другие, – все-таки работа авангардная, понравится не всем. Наш зритель больше любит академическую живопись.
С открытием выставки голосование не окончилось: теперь омичам предлагают выбрать из представленного в экспозиции шорт-листа одну-единственную картину – ту, которая получит звание «Картина года». Есть два способа проголосовать: сделать селфи с полотном и выложить в соцсеть с хэштегом #vrubelselfie или же оставить свой голос на специальной стене между двумя залами, в которых разместилась экспозиция. Выставка продлится до 20 ноября, а в конце года директор музея пообещал организовать праздник с презентацией картины-победителя.
*
|