В офисе, ко всем без исключения, следует обращаться по имени-отчеству. Для нашего современного офиса характерна, в основном, неформальная манера поведения. Зачастую это приводит к тому, что сотрудники не проявляют должного уважения и доброжелательности в отношении клиентов. Обращение по имени-отчеству к клиенту свидетельствует об уважительном отношении к нему. Только в одном случае посетителя можно назвать по имени – если он сам настаивает на этом.
Говоря по телефону, необходимо полностью представиться, назвав имя, отчество и фамилию собеседнику. Особенно это касается тех случаев, когда вы звоните ему впервые. Сначала это может вызвать у вас некоторый дискомфорт, потом это станет привычным делом. Таким образом, вы налаживаете контакт с собеседником, помогаете ему свободно с вами общаться.
Запоминайте имена тех, кого вам представляют при знакомстве. Разумеется, это нелегко, если вам пришлось за вечер познакомиться не с одним человеком, а с несколькими, но это крайне важно для будущего общения. Каждому из нас приятно слышать свое имя от других людей. При общении с потенциальным клиентом, в процессе разговора постарайтесь произнести его имя не менее трех раз. Это поможет запомнить вам его имя, установит между вами необходимый контакт, и, будьте уверены, ваш собеседник тоже вас запомнит.
Для ведения бизнеса, физические контакты не характерны. Но, тем не менее, это очень важная часть делового общения. Основной контакт физического характера в деловом мире – это пожатие руки. Слабое пожатие руки собеседник может воспринять как неуважение, сильное пожатие может доставить ему неприятные ощущения, поэтому придерживайтесь золотой середины.
Улыбка для делового мира явление, в основном, не характерное, но очень необходимое, особенно для деловой женщины. Ваша улыбка демонстрирует собеседнику вашу доброжелательность, уверенность в своих силах, успешность. Улыбаясь, вы показываете, что легко находите контакт с людьми, вы жизнерадостны, и с вами приятно иметь дело.
|