К сожалению, никаких подробных описаний храма Святой Троицы в Хохловке в документах XVIII века не сохранилось, хотя ремонтные и строительные работы производились здесь неоднократно. Как уже отмечалось, в конце 1750-х – начале 1760-х годов при храме был устроен Димитровский придел. Возможно, одновременно с ним была выстроена небольшая двухъярусная колокольня. Кроме того, храм должны были восстанавливать после разрушительного смерча в Москве в июле 1761 года. Настоятель Троицкой церкви отец Михаил докладывал об этом событии митрополиту Московскому и Севскому Тимофею: «Сего 1761 года июля 6 дня после святой литургии во время великого и страшного тогда грома расшибло на оной святой церкви под главою крытую лещадью крышку и в настоящей соборной церкви от молнии попалило иконостас и царские двери, над святым алтарем и над трапезою во многих местах пробило деревянные крышки, так же от великой бури около той церкви ограду деревянную всю без остатку повалило» Описание завершалось просьбой выдать книгу записи подаяний «для возобновления церковных ветхостей». Во время опустошительной московской чумы 1771 года Троицкий приход, в отличие от соседних, почти не пострадал. В исповедной ведомости церквей Ивановского сорока за этот год отсутствуют лишь имена престарелого диакона Якова Исаева и пономаря Гавриила Иванова. В доме священника Михаила Иванова по-прежнему проживала его жена Евдокия и дочь -девица Анна. Ведомость также упоминает викарного священника Иоанна Логинова с женой Акилиной и дьячка Михайлу Петрова.
Опустевшие здания монастыря
Однако и после этого она продолжала отвечать консистории на вопросы, связанные с доходами от сданных внаем угодий, полученных Ивановским монастырем в 1797 году. Их общая сумма достигала 350 рублей в год 235. По указу Святейшего Синода, направленному в консисторию в июле 1814 года, эти доходы предполагалось без «Высочайшаго соизволения не употреблять ни на что отдавать для приращения в Московской Опекунской совета. Так закончилась история штатного второклассного Ивановского монастыря. Опустевшие здания монастыря были необходимы городу для размещения жителей, оставшихся без крова после опустошительного пожара 1812 года. Комиссия для строений на запрос епархиального архиерея о том, «не назначается ли оной (Ивановский монастырь – А. Б.) по новому регулированию Москвы весь или частично к сломке», отвечала, что после создания проекта планировки местности «кроме отходящей за линии малой части земли и строений протчая принадлежность монастыря должна оставаться в нынешнем положении.
В зданиях монастыря поначалу собирались разместить священнослужителей ружных церквей, а также престарелых соборных клириков и вдов с сиротами. Он должен был также посетить московские монастыри и выяснить, не найдется ли в них подходящих помещений для размещения служащих Синодальной типографии, лишившихся во время пожара своих жилищ.
|