В одной из квартир на первом этаже жилого дома проживал псаломщик, другая сдавалась внаем. На втором этаже располагалась квартира приходского священника, а в подвале – дворницкая и комнаты, которые также сдавались внаем. Другой принадлежавший церкви дом был построен после 1872 года на углу Космодемьяновского переулка и целиком сдавался внаем для получения дополнительных средств на содержание церкви. Тем не менее церковные владения были не слишком обширными – об этом, в частности, свидетельствует судебная тяжба между священнослужителями и домовладельцем, архитектором Борисом Николаевичем Шнаубертом, построившим трехэтажный дом к востоку от храма, на незаконно близком от него расстоянии. Эта тяжба, развернувшаяся в 1912-1916 годах, так и не получила разрешения 9°.
Неизвестно, дослужил ли благополучно престарелый отец Тимофей Соболев до октябрьских событий 1917 года и первых лет новой власти. Но судьба его преемника, бывшего диакона Князь-Владимирской церкви Александра Михайловича Покровского, сложилась трагически. В храм диакон Александр пришел в 1909 году, после окончания Вифанской духовной семинарии, проработав некоторое время законоучителем и псаломщиком в храмах Подмосковья и Москвы. Когда именно совершилась его иерейская хиротония, установить не удалось, однако в документах 1921 года он уже был назван настоятелем Владимирского храма.
Оконные проемы
Были восстановлены и первоначальные оконные проемы с лучковыми и прямыми перемычками, а также существовавшие прежде решетки двух типов. Одновременно велись работы по реставрации порталов, в которых заменялись наиболее разрушенные кирпичи и тщательно расчищались детали тонкой порезки.
Первоначальное пятиглавие основного храма воссоздавалось с достаточной степенью точности по сохранившимся обмерам и старым фотографиям. Менее ясен был вопрос о завершении стен, которые в XVII веке, как правило, венчались кокошниками. В качестве аналогий авторы реставрации учитывали такие известные московские храмы, как церковь Рождества в Бутырках (1682-1684), Благовещенский придел церкви мученика Никиты на Швивой горке (1684-1685), церковь святителя Николая в Xамов- никах (1679-1682) и несохранившуюся церковь Космы и Дамиана в Садовниках (1652-1662). Реставрация по аналогиям была подтверждена следами кокошников, найденными под четырехскатной кровлей. При реставрации по периметру церкви был сохранен поздний белокаменный цоколь и восстановлены в кирпиче найденные в основании стен Борисоглебского придела два фрагмента первоначального цоколя XVII века. Во внутренней кладке стен (в верхней части) были обнаружены и раскрыты заглушенные отверстия керамических кувшинов-голосников. Интересной особенностью Владимирской церкви явилось обилие ниш, использовавшихся для различной утвари, которые в процессе реставрации были освобождены от закладок.
|