В прошлом году для выпускников школ ввели ещё одно испытание, которое служит допуском к единому государственному экзамену, – сочинение. Нововведение не всем ученикам 11-х классов пришлось по душе, поэтому многие ждали, что его отменят. Педагоги, в свою очередь, надеются, что это только начало возвращения литературы.
Это испытание является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Сдавать ЕГЭ будут только выпускники, получившие «зачет».
Первый раз выпускники пишут сочинение в декабре. При неудовлетворительном результате они могут переписать работу в феврале и мае. Критерии оценки максимально лояльны. Несмотря на это, в прошлом году некоторым школьникам пришлось изрядно потрудиться, чтобы получить заветный допуск.
– Когда ввели ЕГЭ, то решили таким образом убить двух зайцев: во-первых, сделать оценку максимально объективной, и в то же время предполагалось, что часть С в какой-то мере компенсирует отсутствие сочинения по литературе, – пояснила доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ, к.ф.н. Ольга ЕВЧУК. – Но как только это произошло и вступил в силу ЕГЭ, а литература перестала быть госэкзаменом, резко поменялось к ней отношение. Родители и педагоги стали отмечать, что дети перестали брать в руки книгу в принципе.
Ольга Петровна уверена, что разделение русского языка и литературы было ошибочным решением. И часть С не справилась с возложенной на нее миссией: достаточно было части А и нескольких заданий из части В, чтобы сдать единый государственный экзамен.
– Неслучайно наряду с тем, что ввели сочинение как допуск, из ЕГЭ по русскому языку убрали часть А с вариантами ответов, – отметила Ольга Евчук. – В части В выпускник показывает, насколько знает грамматику, а в части С – свое умение мыслить. Это такой облегченный вариант сочинения: можно привлекать и художественные сочинения, а можно и публицистику. Система аргументации максимально широкая, вплоть до пословиц и поговорок.
Чтобы у выпускников этого года не возникло проблем с написанием итогового сочинения и задания части С, доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ, к.ф.н. Ольга Евчук советует не только читать отечественную классическую литературу, но и думать о ней, говорить. Ведь цель испытания – проверить навыки выпускников в самостоятельном мышлении, анализе и умении доказать свою позицию с опорой на выбранные произведения. А привить любовь к чтению – задача не только педагогов, но и родителей.
СПРАВКА
Совет по вопросам проведения итогового сочинения определил пять тематических направлений: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь» и «Год литературы в России».
***
|