В начале XIX века в составе причта появляются новые имена. Так, в 1801 году диакон Ефим Малинин получил место священника в Москве, а вакансию диакона в Петропавловском храме занял студент Иоанн Николаев б5. В 1805 году по благословению епископа Августина в храм перевелидьячка из села Перхушко- во Звенигородского уезда Ефима Васильева, а в 1809 – назначили новую просвирню, пономарскую вдову Анну Герасимову.
Отечественная война 1812 года, оставление Москвы русской армией и вторжение в город наполеоновских войск коснулись каждого уголка древней столицы. Все храмы Ивановской горки пострадали от пожаров и грабежей французских мародеров, не щадивших православные святыни. Священники самоотверженно защищали храмы, духовно поддерживали оставшихся москвичей. Настоятель Петропавловской церкви священник Василий Герасимов самую ценную утварь спрятал в алтаре под полом, и мародеры ограничились тем, что сорвали серебряные оклады и венчики с икон и похитили жемчужные украшения убрусов. Пожар уничтожил деревянную застройку церковных участков, лишив причетников крова. Из 14 приходских дворов сгорело 9. В донесении в канцелярию Святейшего Синода московские епархиальные власти отмечали: «Знаменская церковь, что у Яузских ворот, с приделами Петра и Павла и Казанской иконы Божией Матери, цела, а только крышка над трапезой сгорела. Иконостасы со святыми иконами, престолы, срачицы, антиминсы и одежды в настоящей и в приделе Петропавловском целы, а в Казанском приделе престол поврежден, антиминс не найден».
Настоятель Спасского храма Петр Тихомиров
25 марта 1833 года скончался бывший настоятель Спасского храма Петр Тихомиров, живший по выходе за штат у родственников на Варварке, в Китайском сороке. По благословению епископа Дмитровского Николая отца Петра отпевали в родном храме, где он прослужил 60 лет. Вот что писал о предстоящем отпевании новый гли- нищевский настоятель Илия Святославский: «Преосвященный Владыка дозволил протоиерея Петра Семенова отпеть в Спасо-Глинищевской церкви. Ныне будут служить обедню у Спаса на Глинищах Богоявленский архимандрит Арсений, Архангельского собора протопресвитер Арсений, иереи Климентовский, Николо-Голу- твинский – духовник покойного перед смертью и я. Только мы по приказанию благочинного Басманского будем сретать тело в церковь без звону, при отпевании же перебор в колокола, при выносе звон у своей одной церкви. Не знаю, не переменится ли? А наряд по Ивановскому, а не Китайскому сороку и читают Евангелие иереи и диаконы Ивановские» 102. Февраль и начало марта 1833 года отец Илия с матушкой Александрой и пятью детьми прожил в своем старом диаконском доме на Ордынке, но уже вскоре семья переселяется на новое место: «Марта 14 мы переехали с Ордынки на Глинищи в половинные покои, а 22 марта с вечера при выезде прежней хозяйки, сделались обитателями всех покоев – весьма хороших и по возможности нами обмеблированных, так, что Никитско-Татарское место при лучшем приходе пред Спасо-Глинищевском ни мало не завидно или даже по дому хуже. Свой дом у нас оставлен на жильцов».
|