Для совершения ранних литургий и для поминовения родителей Салтыковы договорились о переводе в церковь Спаса на Глинищах викарного священника Стефана Леонтьева из Никольского придела Алексеевской церкви, что на Малой Алексеевской улице. После соответствующего допроса в консистории новый викарный священник, с согласия настоятеля Спасского храма Саввы Родионова, приступил к своим обязанностям. Известно, что он должен был «в том приделе исправлять только одне литургии, после которых имеет для поминовения умершего господина Салтыкова на гроб его ходить всякий день», но при этом не имел никаких треб в Спасском приходе 23.
В начале 1760-х годов, после кончины Стефана Леонтьева, викарным священником на рожном содержании Салтыковых стал Семен Тимофеев, который «за неудовольствием от генеральши вдовы Анны Яковлевой Салтыковой руги» перешел на служение в домовый храм преподобного Сергия к лейб-гвардии подполковнику князю Н. Ю. Трубецкому. На место ушедшего к Трубецким Семена Тимофеева в 1769 году был переведен вдовый витеневский священник Иоанн Афанасьев, с 1752 года служивший
в Никольском приделе Иоанно-Предтеченской церкви на Лубянке.
Николай Петрович Салтыков умер до 1759 года и, как известно из прошения его вдовы к митрополиту Московскому и Севскому Тимофею (Щербатскому), был погребен «в Москве Ивановского сорока церкви Спаса Преображения, что слывет на Глинищах, где и прочие нашей фамилии родственники так же погребены».
Копиист Михаил Васильевич Трунов
Если майский пожар 1737 года практически не затронул Петропавловский храм, то пожар, случившийся в 1748 году, стал настоящим бедствием для причта и прихожан. От огня пострадала колокольня, на которой «кровля, глава и крест сгорели». Двор священника Максима Ильина погорел вместе с домом; на средства, собранные прихожанами, был восстановлен. В приделе Казанской иконы Божией Матери, устроенном в трапезе, службы проводились особым викарным священником. Как правило, это был престарелый заштатный священник, прибывший в Москву на «крестец» в поисках места для служения. В прошении, написанном копиистом Московской губернской канцелярии Алексеем Беляевым в декабре 1750 года, настоятель Петропавловского храма отец Максим Ильин с прихожанами просил разрешения служить в «праздном» Казанском приделе ранние литургии бывшему священнику Алексеевского женского монастыря отцу Василию Тихонову, «который человек добрый и неподозритель- ный»22. Это прошение подписали и несколько прихожан: копиист Михаил Васильевич Трунов, подпоручик Афанасий Плохов и капитан флота Сергей Иванович Свиньин. В связи с тем, что священник Василий Тихонов, прослуживший в Петропавловском приходе чуть больше года, нашел новое место в церкви святителя Николая в Подкопаях, в Казанском приделе вновь образовалась вакансия. Ее занял священник из села Велихова Александровской десятины Переяславского уезда – Никита Иванов.
|