Спектакль поставил режиссёр Роман Самгин (Москва), известный омской публике по постановке комедии Пьера Мариво «Торжество любви».
RAN 5720При первом же поднятии занавеса можно наблюдать, что указания драматурга соблюдены во всех деталях. На сцене сад, отделённый от зрителей стеклянной верандой, с кустами, фруктовыми деревьями, садовой мебелью. Сверх всяких ожиданий, в качестве бонуса, появляется коза, которая, задорно мекая, несколько раз пробегает туда и обратно. И хотя это всего лишь кукла, которой управляет машинист сцены, она достойна того, чтобы в финале вместе со всеми выходить на поклоны. Герои одеты без диссонанса с эпохой, они говорят на том особом языке с забавными словечками и замысловатыми оборотами, какой мы привыкли слышать у Островского. На фоне доходящей до абсурда условности и натужного осовременивания классических произведений, наблюдающихся сегодня во многих театрах, подобное – просто пиршество для души.
Конечно, некоторая условность присутствует и здесь. Это условность отношений, которая сглаживает конфликты, переживания и, в общем-то, не всегда даёт возможность посочувствовать героям. Лирическая пара, как и в предыдущем спектакле Самгина, составлена на вопиющем контрасте. Поликсена у Юлии Пошелюжной – настоящая девица-гренадер, разговаривающая пугающим басом. Правдолюбец Платон (его играет студент факультета культуры и искусств ОмГУ Леонид Калмыков) – инфантильный очкарик в нелепом узком костюмчике. В нём до такой степени нет никакой мужской привлекательности, что по поводу влюблённости в него богатой невесты остаётся только недоумевать. Поликсена вертит Платошей, как тряпичной куклой. Тот, кажется, иногда даже взмывает в воздух, оказавшись в её мощных руках.
RAN 6634У многих героев наблюдается непоследовательность в поведении. Например, мать Платона Пелагея Григорьевна (Анна Ходюн) сначала утверждает, что продаст последнее платье, чтобы сына не упекли в долговую яму, а потом с энтузиазмом благословляет его на это, дабы не платить долги.
Однако в целом лёгкое и часто теряющее правдоподобие течение сюжета в сочетании со сценическим оформлением (сценография и костюмы Юлианы Лайковой, художник по свету – Евгений Виноградов) работает на главное: создание радостного театрального праздника. Если уж комедия – то по полной! Народные артисты России Валерия Прокоп (Купчиха Мавра Тарасовна, бабушка Поликсены), Наталья Василиади (старая нянька Филицата), Валерий Алексеев (отставной унтер-офицер Сила Грознов, бывший любовник Мавры Тарасовны), заслуженный артист России Александр Гончарук (отец Поликсены Амос Панфилыч), актёры Владислав Пузырников (приказчик Мухояров) и Иван Маленьких (садовник Меркулыч) демонстрируют лучшие приёмы из своего актёрского арсенала. Порою это очень знакомые приёмы, но то, что мы видим, действительно смешно и ярко. И, наверное, играя комедии Островского, сложно переборщить – ведь общеизвестна их сценическая эффектность.
RAN 6642Что же касается параллелей с современностью, то и они уже заложены автором. В пьесе есть про всё: и про патриотов и мерзавцев, и про зыбкий валютный курс, и про финансовые махинации. А вынесенная в её название пословица давно стала для многих правилом жизни. Это только героя спектакля фортуна уберегла от мучительного компромисса, подарив всё и сразу.
КСТАТИ
• Пьесу «Правда – хорошо, а счастье лучше» Островский написал в 1876 году к бенефису друга-актёра Николая Музиля.
• Первоначально пьеса называлась «Наливные яблоки».
• У пьесы Островского огромная постановочная история в России. В Омском театре драмы её ставил в 1979 году Артур Хайкин.
|