На выставке представлены произведения современной и старинной живописи, графики, иконографии из фондов музея. Здесь присутствуют как работы омских авторов, так и художников из Москвы, Санкт-Петербурга. Задача выставки - показать образы церковной архитектуры в изобразительном искусстве, а также - наполнение храма как самостоятельную художественную единицу.
- Обычно, чтобы переступить порог церкви, надо сделать над собой усилие, для этого в вашей жизни должно что-то произойти, - говорит куратор выставки Екатерина КУДРЯШОВА. – Мы хотели, чтобы храм стал для зрителей более доступен, более понятен. Выставка построена на своеобразной смысловой игре. Здесь происходит переплетение двух миров: мира искусства и мира храма. Музей вообще часто с храмом сравнивают.
В экспозиции присутствуют изображения культовых сооружений и памятных мест, из этого складывается целое виртуальное путешествие по уголкам России – по Золотому Кольцу и далее на север. И если в живописи Аристарха Лентулова, Кондратия и Станислава Беловых храм – это именно церковь, конкретное место, то в работе Евгения Дорохова храм вырастает до размеров вселенной.
Храмовое искусство наиболее ярко представлено церковной мозаикой Ирины Самойловой, резными иконами Павла Минина, в которых соединились живопись и скульптура. Невозможно обойти вниманием и Престольное Евангелие 1805 года. Чтобы поместить внушительный серебряный оклад в витрину, музейные работники поднимали его вдвоём. Евангелие интересно тем, что в украшающих его эмалевых вставках можно увидеть сцену воскрешения Христа. Её изображение не свойственно для православных традиций. Это считалось таинством, у которого не было свидетелей. Европейские же мастера позволяли себе вольную фантазию. Появление в России в XVIIIвеке западноевропейских гравюр сильно повлияло на русскую иконопись.
Кстати, посетители могут построить храм своими руками. Для этого в пространстве выставки существует интерактивная доска с архитектурными элементами на магнитах. Тут же можно изучить термины церковной архитектуры, и узнать, например, что «слухи» - это слуховые окошечки, люкарни, служащие для вентиляции, а «ширинка» - декоративный элемент в виде квадратного углубления. В качестве дидактического приложения работают «Мастерская художника-иконописца» и «Мастерская зодчего». Двери музея всегда открыты для посетителей, напоминают организаторы выставки, как и двери храма – для любого человека.
**
|