В основу спектакля вошли два текста знаменитого французского драматурга. Первый, «Равнодушный красавец», давший название постановке, – отчаянный монолог актрисы, которая мучается от безответной любви к роскошному и равнодушному альфонсу Эмилю. Второй, «Лжец», – мужская исповедь, наполненная размышлениями о природе лжи.
Режиссер-постановщик, выпускница Санкт-Петербургского института культуры Лилианна БЕЛЯВСКАЯ, для которой эта постановка стала дипломной работой, объединив два текста, превратила их в диалог мужчины и женщины. Она задается не самыми новыми в отношениях двух полов вопросами – зачем друг друга обманывать, куда пропала любовь и почему всё так плохо? – а он даёт не самые утешительные ответы.
На сцене во время спектакля нет практически ничего, только Он и Она, в исполнении артистов Лицейского Дарьи ОКЛЕЙ и Александра БОТКИНА. А над ними возвышаются устрашающего вида часы, чьи стрелки в нужный момент превращаются в холодное оружие и чей неудержимый ход и без того медленно убивает героев. Разговор персонажей периодически переходит в эмоциональный танец – значительную часть спектакля составляют пластические этюды в постановке хореографа Ирины ГОРЭ.
Несмотря на то что в «Равнодушном красавце» дают слово обеим сторонам конфликта, женщина здесь в итоге оказывается благородной мученицей, а мужчина – хоть и искренней, но сволочью. В связи с этим логично будет предположить, что у женской аудитории спектакль вызовет куда больший интерес.
** Фото Александра Румянцева
Даниил КРАМЕР: «Омичи больше всего любят те самые три аккорда»
Основатель и арт-директор фестиваля, знаменитый Даниил Крамер, рассказал об участниках фестиваля, а также о том, почему Омск пока не считается джазовым городом.
Фестиваль Даниила Крамера проходит в Омске уже в третий раз. Как рассказал музыкант, каждый из них всегда отличается от предыдущих, и нынешний построен так, что каждый концерт представляет свой собственный стиль. В этот раз публике предложили две программы – «BACK IN USSR» и «ДВА МИРА ДЖАЗА». Первая объединила выступления квартета Алексея Подымкина, который сыграл инструментальные импровизации на темы военных песен, а также солистки Московского театра оперетты Натальи Мельник, которая исполнила джазовые обработки арий и песен из оперетт.
– Начинает фестиваль один из лучших современных джазовых коллективов, который способен представлять страну на любом уровне, это квартет Алексея Подымкина, – рассказал Даниил Крамер. – Это человек, который блестяще владеет современной джазовой стилистикой, его можно только хвалить, он один из лучших джазовых пианистов страны, и начать с него было совершенно правильно. Что касается выступления Натальи, то этот эксперимент был непривычным и для меня, и для неё. У меня был опыт работы с оперой, но он не во всем годится, потому что оперетта очень уж серьезно отличается от оперы. Пришлось изобретать велосипед заново. Мы только начали, сольный концерт пока не готов, мы сделали только одно отделение, и впервые мы играем его именно здесь, в Омске.
Второй день, по словам маэстро, также построен на двух контрастах. На концерте «Два мира джаза» зрителям представили екатеринбургский биг-бенд Виталия Владимирова и ансамбль «Курайсы» под руководством Роберта Юлдашева, который исполнил крайне насыщенную и не совсем привычную для джазовой публики программу: этноджаз, этнотранс, кавер-версии известных композиций на традиционных башкирских инструментах.
– Коллектив Юлдашева – это блестящий ансамбль, который, на первый взгляд, не имеет отношения к джазу, – рассказал Даниил Крамер. – Они играют такую слегка эстрадированную этнику, но делают это блестяще настолько, что я просто пожал плечами. Когда я увидел, как Патрисия Каас заканчивает джазовый фестиваль в Монтре, у меня пропали все вопросы по поводу уместности этники на джазовых фестивалях, сейчас это делается везде. Заканчивается всё джазовым концертом одного из лучших биг-бендов страны – екатеринбургского. Не надо думать, что все лучшие биг-бенды в Москве, это далеко не всегда так. Биг-бенд Виталия Владимирова умеет замечательно сочетать и этнику с джазом, и кантри на гармошке. У них своеобразные аранжировки, они идут по собственному пути, в отличие от многих других коллективов, которые копируют оркестр Дюка Эллингтона и Гленна Миллера.
Вообще, я использую любую музыку, меня очень сильно волнует, чтобы на фестивале не было всё одинаково, – признался маэстро. – Каждый фестиваль – это калейдоскоп, и я не чураюсь ни рока, ни блюза, ни классики, ни экспериментов. Дошло до того, что у меня возникла мысль взять хорошего рэпера и сделать программу с ним.
Как рассказал Даниил Крамер, финансовый кризис мало повлиял на деятельность его фестивалей, главным образом потому, что музыкант мало рассчитывает на спонсоров и госбюджеты.
– Сериями своих концертов я настолько подготавливаю публику, что могу рассчитывать: на каждый из концертов и фестивалей придет определённый минимум публики, и это дает мне другой тип уверенности. Потому что уверенности в спонсорах – её в природе быть не может, тем более в кризис. Сегодня он тебе обещает помощь, а завтра говорит: извини, у меня нет денег. С госбюджетом сейчас происходит примерно то же самое, так что рассчитывать приходится только на себя. Вообще, я с самого начала стремился к самоокупаемости, добивался аншлагов. Поэтому ни я, ни артисты не получают сверхвысоких гонораров – потому что чем крупнее гонорар, тем более тяжким бременем он ложится на слушателей, а я этого не хочу.
Но несмотря на то что концерты Крамера и в Омске собрали заметно больше обязательного минимума зрителей, музыкант не может назвать наш город джазовым.
– Омск относится к числу городов, любящих джаз, но не относится к числу джазовых городов. Здесь нет ареала существования для джазовых музыкантов, нет джазового образования, нет джазовых клубов. На миллионный город положено хотя бы шесть-семь джазовых клубов и еще хотя бы три-четыре полуджазовых, где раз или два в неделю проходят концерты, но этого всего в Омске нет. Это означает, что омский народ больше всего любит те самые три аккорда, которые с таким удовольствием сейчас культивируются на Первом канале. Омичи любят классику, но её же не играют в ресторанах. Джазовым музыкантам нужен ареал существования, и здесь одной филармонией не обойдешься, нужно чтобы в ваших больших, средних и малых залах регулярно появлялись концерты: джазовые, полуджазовые, джазово-классические, экспериментальные. Так происходит в городах, которые мы называем джазовыми. Омск в число таких городов пока, к сожалению, не входит. Это ни о чём не говорит – вдруг в будущем возьмет да и войдет.
ЦИТАТА
Даниил КРАМЕР:
– Из тех «джазов», про которые можно сказать, что они имеют некое национальное лицо, я мог бы, помимо американского, выделить французский, польский, норвежский, шведский и джаз стран Латинской Америки. Что касается российского, то мы сейчас находимся в стадии накопления информации, она понемногу переходит в ту стадию, когда мы можем рождать идеи, которые начинают влиять на мировую музыку. В российской джазовой музыке пока таких идей нет. Это не плохо, просто такой период. Другое дело, что мы уже находимся на другом уровне этого периода – если лет 15 назад это накопление информации практически было полным копированием, то сейчас мы начинаем обретать собственную стилистику. И процесс этот идет настолько стремительно, что уже сейчас наши музыканты на равных способны конкурировать с европейскими, американскими музыкантами, а иногда и превзойти их.
**
|