«Земли под церковью 137 квадратных сажен, под погостом 134, под домом священноцерковнослужителей застроенной и незастроенной земли имеется 491 кв. сажень. Домов собственных священно и церковнослужители не имеют, а живут они в церковном двухэтажном доме, данном от Императорского Опекунского совета в обмен прежнего церковного. Зданий от церкви принадлежащих не имеет, кроме дома священно церковнослужителями занимаемого. С оного всего доходу получается 600 рублей, которым пользоваться дозволения не имеют». Примечательно, что земля, где проживал клир, находилась не у Рождественского храма, а вблизи от церкви святителя Николая в Подкопаях. Церковный приход продолжал постепенно меняться. Так, в 1830 году к нему относились дворы штабс-капитана В. П. Офросимова, капитана А. А. Бахметьева, титулярного советника П. П. Попова, а также три купеческих двора и двор Коммерческой Практической академии, где проживали 45 человек преподавателей и учеников – купеческих детей 12-18 лет 6о •В 1834 году на участке В. П. Офросимова поселился тайный советник, сенатор и кавалер князь Александр Петрович Оболенский с семьейб.
Клировые ведомости за 1842 год называют имена служивших в храме священника Андрея Васильевича Беляева (с 1821 года) и диакона Василия Ивановича Ивановского (с 1827 года) и достаточно подробно описывают состав Рождественского прихода. За двором Коммерческой Практической академии числилось 87 человек, за одним дворянским двором -104 человека, за одним приказным – 40 человек; купеческих и мещанских дворов в приходе было 3 со 139 жителями б2. Всего в 6 дворах было записано 370 человек. Видимо, это были не просто дворы, а целые кварталы, в которых проживали десятки людей.
Церковный староста
Многие иконы были покрыты сильно потемневшей олифой и имели повреждения, полученные при изъятии риз и окладов. В алтаре по сторонам Царских врат находились два образа – Спасителя и Божией Матери, «исполненные масляными красками высокой художественной работы», как и образ великомученицы Екатерины, принесенный в храм, по словам настоятеля, из домовой церкви Воспитательного дома. Здесь же были поставлены и «три огромных декоративных изображения» царя Давида, пророка Моисея и пророка Аарона из той же церкви. Церковный совет предполагал произвести реставрацию икон, иконостасов, киотов и стенописи храма. Одновременно староста церкви С.Д. Расторгуев просил реставрационной подотдел Главнауки произвести обследование ветхой колокольни. При осмотре храма, произведенном художником-реставратором П. М. Юкиным, было отмечено, что колокольня покачнулась и грозит падением. Кроме того, в западной стене храма имелись трещины, которые все время расширялись. Причиной их возникновения было появление в подвальном помещении воды из треснувшей подземной сточной трубы.
В сентябре 1922 года П. М. Юкин описал часть иконописного собрания церкви. Из древних икон в храме он выделил «Не рыдай Мене Мати», а также образы святого Иоанна Предтечи и великомученика Димитрия Солунского с житием. Тогда же, осенью 1922 года, по поручению реставрационного подотдела он произвел реставрацию пяти наиболее ценных и пострадавших икон.
|