Судя по более поздним названиям, конюшни простирались к югу до церкви Петра и Павла. С конюшнями великого князя был связан приречный луг, получивший название «Васильевский» по имени первого упомянутого в источниках владельца двора – великого князя Василия Дмитриевича. В конце XV века «хоромного»» строения в великокняжеской усадьбе, вероятнее всего, не было. Об этом косвенно свидетельствует летопись, описывающая московский пожар 1493 года. Пока бушевала огненная стихия, уничтожившая двор великого князя и многие другие постройки в Кремле (а также торг и посад), великий князь Иван 111 жил «у Николыу Подкопаевау Яузы в христианскихдворех». Жилые покои в этом загородном владении не упоминаются и при подробном описании пожара 1547 года, хотя в XVI веке на Кулишках сохранялись государевы конюшни и сады, сгоревшие в 1547 году.
Судьба конюшен после 1547 года представляется не совсем ясной. Топоним, включавшийся в названия здешних церквей, в XVII меняется: церковь Флора и Лавра, ставшая приделом церкви Трех Святителей на Кулишках, а также храм Петра и Павла у Яузских ворот в некоторых источниках получают название «у Старых конюшен». Скорее всего, определение «старые»» возникло по отношению к новым конюшням великого князя, существовавшим, вероятно, с серединыXVI века в Чертолье, рядом с храмами Антипия Чудотворца и Зачатия Иоанна Предтечи (оба храма в XVII веке называются «у Больших конюшен», «у Больших Аргамачьих конюшен»).
Церковь Рождества Богородицы
В начале 1820-х годов Колтовские покинули Подкопаи, а их усадьба со старинными палатами перешла в руки братьев Боборыкиных. Сменив впоследствии множество хозяев, она с 1887 года и вплоть до революции принадлежала дворянину Василию Александровичу Ярошенко. Старинные палаты были сохранены, а флигели на линии Подкопаевского переулка объединили в большой доходный дом с проездом во двор з8. В таком виде это здание сохранилось до наших дней. Второй двор Колтовских между Подкопаевским и Малым Ивановским переулками приобрел купец Иван Прохорович Кучумов. В конце XIX века его потомки обстроили двор кирпичными зданиями з». Выше поселился Сергей Михайлович Волынский. В его саду над руслом Рачки стояла беседка, откуда открывались замечательные виды на Кремль и Замоскворечье 4°. Впоследствии этот двор принадлежал купцам Часовщикову, Челнокову и Тихомирову 4 • Одно- и двухэтажная застройка конца XIX – начала ХХ века сохранялась здесь вплоть до 2004 года.
Кожины после пожара продали свою усадьбу со старым домом московскому купцу, поставщику медицинского оборудования Карлу Павловичу Ленгольцу. В 1838 году усадьба, вероятно по завещанию владельца, перешла в собственность Воспитательного дома, а в 1846 году ее обменяли на землю церкви Рождества Богородицы на Стрелке, располагавшуюся рядом с этим учреждением.
|