Известно, что царевич родился с 26 на 27 августа 1666 года, а 29 августа его отец, царь Алексей Михайлович, посетил Ивановский монастырь, где была отслужена праздничная литургия с молебном. При этом, как указывает книга, «шел Великий Государь от себя к празднику за образом Предтечи Иоанна, за иконою местною, которая имана из Ивановского монастыря для починки и окладу к нему Великому государю в верх, и поставлена та икона в Ивановском монастыре. А за ним Великим
Государем были бояре, и окольничие и думные и ближние люди, в цветном платье» 72. Таким образом, благополучное рождение царевича совпало с окончанием обновления образа его патронального святого, храмовой иконы Ивановского монастыря. Кроме того, обновляли и ее киот 73. Молебны о здравии царевича в Ивановском монастыре Патриарх Иоаким служил и впоследствии 74. Память об особом внимании царя Иоанна Алексеевича к Ивановскому монастырю сохранялась и в первой половине XVIII столетия. Так, в донесении 1734 года в Святейший Синод монастырь назван его богомольем 7s. О регулярности выходов в монастырь царя Иоанна V существует и более позднее свидетельство. В 1741 году старые монахини Ивановского монастыря доносили в Святейший Синод, что «в день тезоименитства своего царь Иоанн Алексеевич со всем синклитом изволил шествовать 29 августа в Ивановский монастырь в крестном хождении, и святейший патриарх служил». После смерти Иоанна Алексеевича обычай царских выходов с крестным ходом в Ивановский монастырь на день Усекновения главы Иоанна Предтечи прекратился.
Царь Петр
В головинской церкви отец Иосиф прослужил более пятидесяти лет. От адмирала Головина усадьба вместе с храмом перешла к его вдове, а затем к племяннику, лейб-гвардии Преображенского полка поручику Петру Ивановичу Головину. Во время московского пожара 1748 года старые головинские палаты сгорели, а с ними погибли ставленная и перехожая грамоты отца Иосифа. Двумя годами позже П. И. Головин обращается к священноначалию с прошением, в котором излагает биографию священника, дает ему наилучшую характеристику и просит восстановить эти документы, так как без них священник «Божией службы исправлять не смеет, а он мне, именованному, при показанной церкви быть годен, понеже человек он добрый и не пьяница, и службу исправляет повсегда неленостно».
В 1750 году усадьба была куплена князем С. И. Щербатовым, а в 1757-м – перешла к его вдове Наталье Степановне, которая построила на месте сгоревших хором новый каменный дом с флигелем, соединив здание с церковью переходом. Получился симметричный архитектурный ансамбль в стиле барокко, в котором храм играл роль высотной доминанты. С 1757 года в домовой Казанской церкви служил иерей Алексий Иванов. После его смерти княгиня Щербатова подала прошение о назначении нового священника, но в регистрации домового храма ей отказали, так как она была еще молода и здорова. В 1759 году антиминс из церкви был «преосвященным митрополитом Тимофеем взят с животными. Лишь через 20 лет, уже состарившись, княгиня получила разрешение на проведение служб в домовом храме, и в 1780 году туда назначили священника Ксенофонта Федорова.
|