Протестные настроения в среде водителей большегрузов начали витать после 10 ноября, когда Дмитрий Медведев подписал постановление об изменении правил взимания платы за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным дорогам общего пользования. Согласно постановлению, до 29 февраля 2016 года за один километр пути с большегрузов взимают 1,53 рубля, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го – 3,06 рубля, а далее уже 3,73 рубля. Плата за проезд и штрафы за неуплату по трассам взимаются централизованно через систему «Платон». По благородной задумке, эти средства должны пойти на ремонт проблемных участков «федералок», но…
Проблема в том, что дальнобойщики не только недовольны таким дополнением к уже существующему транспортному налогу, но и уверены, что деньги с «Платона» ни на какой ремонт не пойдут, а осядут в чьих-то и без того не пустых карманах.
«Платонические чувства»
Название «Платон», вопреки очевидному сходству с именем древнегреческого философа, является сокращением от словосочетания «плата за тонны». В Омске на митинг против «Платона» вышли три сотни дальнобойщиков. Но организаторы протестного мероприятия собрали 500 подписей против новой системы сборов, отмечая, что подписи оставляли не только участники митинга, но и случайные прохожие. Эти подписи оформятся в петицию, которая будет адресована президенту Владимиру Путину.
Дальнобойщики считают нововведение не эффективным инструментом взыскания средств на ремонт дорог, а бедствием в масштабах всей страны. Частично это подтверждается тем, что Омск является далеко не единственным городом, где прошли подобные митинги. Свое недовольство подобным образом выразили перевозчики из 17 регионов России. Кроме того, в настоящий момент в СМИ появилась информация, что все эти люди ни много ни мало готовятся к «маршу на Москву», где намерены в знак протеста перекрыть МКАД, что может парализовать движение транспорта в столице.
– Мне сейчас работать невыгодно. Выгоднее просто сидеть дома, – говорит участник митинга Андрей Н. – Даже до постановления рентабельность перевозок была очень низкой. С трудом удавалось переобуть машину на зиму. А «Платон» не просто делает перевозки невыгодными – система создает условия для работы в минус.
Помимо объективных причин недовольства, менее чем за месяц вся эта история с «Платоном» успела обрасти и конспирологическими версиями.
Казалось бы, при чём тут…
Налог начал действовать с 15 ноября, и уже за первые пять дней было собрано почти 200 миллионов рублей. Эти деньги должны быть направлены на восстановление дорожного полотна после прохождения по нему фур. Но омские дальнобойщики уверены, что средства осядут в чьих-то карманах. В частности, Игоря Ротенберга, сына долларового миллиардера Аркадия Ротенберга. Ротенберг-младший владеет долей в компании «РТ-Инвест транспортные системы», представившей систему взимания платы с водителей «Платон».
Перевозчики недовольны тем фактом, что создатели «Платона» даже не удосужились как следует протестировать работу системы. Многих сильно огорчает и то, что все предложения и инициативы самих транспортников были проигнорированы. Разработчики отказались обсуждать с транспортными компаниями все нововведения, просто поставив перед фактом. Если же вдаваться в детали, перевозчикам не нравится, что их заставляют платить новый налог коммерческой структуре. Есть федеральные дороги, за которые впору бы государству платить перевозчикам, поскольку низкое качество дорожного покрытия приводит к дополнительным расходам транспортников на обслуживание и ремонт их техники. Отсутствовал тестовый период работы системы, и она в итоге неработоспособна. Предполагаются большие штрафы, вплоть до миллиона рублей. Дальнобойщики хотят постоплаты, поскольку сами работают по такой схеме, получая деньги лишь за уже доставленный товар.
Почти работает
«Почти новая, почти работает» – так говорят продавцы на Хитром рынке, пытаясь продать вам какую-нибудь советскую механическую кофемолку. Система «Платон» с этим не идет в сравнение, но, по заверениям дальнобойщиков, работает так же скверно. Сайт постоянно дает сбои. В личных кабинетах омских пользователей появляется информация о маршрутных листах чужих автомобилей, зарегистрированных в Хабаровском крае, Нижегородской и Московской областях. По звонку эта информация удаляется, а вместе с этим удаляется и детализация расходов. Трекеров, или транспондеров, которые бы автоматически считали пробег, катастрофически не хватает. Выдавать их начали лишь за несколько дней до запуска системы, хотя у многих компаний машина может находиться в рейсе в течение месяца. Работать с маршрутными картами перевозчикам неудобно. Программное обеспечение в системе «Платон» настроено так, что автоматически формирует самый длинный и дорогой из возможных маршрутов.
Кроме того, программа просто игнорирует бесплатные дороги регионального значения, будто бы их нет. В теории, по всем федеральным трассам расставят рамки и будут ездить машины-контролеры, которые станут следить за тем, чтобы все дальнобойщики платили «оброк», как называют сами перевозчики новый сбор, который, напомним, стал уже третьим для дальнобойщиков, помимо транспортного налога и акцизного сбора за топливо.
Чем завершится история с «оброком» для дальнобойщиков, пока неизвестно, но в интернете уже распространяются призывы в адрес водителей всей страны принять участие в массовых акциях в Москве, предполагающих в том числе перекрытие МКАД. Они намечены на 3–4 декабря.
СПРАВКА
Во многих странах мира есть практика взимания платы за проезд по трассам. Такая система давно прижилась в Германии и даже в Белоруссии. Но несмотря на это, перевозчики разбивают аргументацию идеологов создания системы оплаты за проезд по дорогам России. Известно, что в силу географических особенностей эти страны являются крупными европейскими транзитерами. Через территории ФРГ и Республики Беларусь проходит огромное количество иностранных грузопотоков, и взимание платы за проезд по трассам этих стран с иностранцев многим представляется логичным. Россия же крупным транзитером не является.
*
|