Накануне новогодних праздников, когда товары традиционно дорожают, эксперты рассказали, какой прогноз по росту цен они делают до конца года, кто и как контролирует цены на продукты, на чём омичи стали экономить и какой формат торговли сегодня более востребован: крупные супермаркеты или магазины шаговой доступности?
SSS4443По данным мониторинга, проведенного департаментом городской экономической политики администрации города, в сентябре значительно снизились (на 5–18%) цены на плодоовощную продукцию (свежие картофель, капуста, лук репчатый, морковь, перец сладкий, яблоки, бананы, виноград), крупу гречневую, сахар. На 3–6% снизились цены на мясо кур, свинину, говядину. Средние потребительские цены на хлеб стабильны. В то же время выросли цены на свежие томаты и огурцы на 46,5–71,7%, молоко — на 2,2%, яйцо столовое 1-й категории — на 4,1%. Специалисты объясняют это сезонными колебаниями.
Анализ средних цен на фиксированный набор товаров по городу Омску проводится ежемесячно. В перечне – 40 видов продуктов питания, определенных правительством Российской Федерации, в том числе мука, крупы, масло, сахар, соль, колбасы, мясо, рыба, молочная продукция, яйца, овощи, фрукты. В мониторинге участвуют 15 произвольно выбранных торговых объектов, среди которых сетевые магазины, магазины шаговой доступности, рынки, торговые комплексы.
– Резких изменений не наблюдается уже давно. Сегодня ситуацию на территории города можно охарактеризовать как стабильную, – отмечает начальник Управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики Михаил ЩЕЛКОНОГОВ.
Однако к Новому году цены ожидаемо вырастут практически на все группы товаров, в особенности на алкоголесодержащую продукцию и кондитерские изделия. Повышенные цены продержатся недолго, успокаивают специалисты, максимум 2–3 недели. При этом роста цен на мясо, яйца, крупы и молоко в этот период, как правило, не наблюдается. К тому же большинство магазинов устроит традиционные предновогодние распродажи и акции. Следовательно, потратившись на одно, омичи смогут сэкономить на другом.
Кроме того, добавляет президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ, предпринимателям сейчас невыгодно повышать цены: доходы населения падают, а соответственно, снижается и товарооборот.
– Сегодня ни один предприниматель не то чтобы не хотел поднять цену – кто же не хочет? Но это нереально сделать, потому что ему нужно удержать объем продаж.
По данным департамента городской экономической политики, за 2015 год товарооборот снизился на 17%, за восемь месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого – еще на 17%. Омичи делают выбор в пользу дешевых продуктов и непродовольственных товаров. Так, продажи мяса сократились практически в два раза: свинине и говядине покупатели предпочитают курицу. Соответственно, и торговые предприятия закупают дешевую продукцию.
В ряде случаев рост цен на импортные товары зависит не от политики магазина, а от курса валют. Именно этим, например, объясняется существенное подорожание цитрусовых. Не стоит забывать и о том, что на формирование цены влияют транспортные расходы предприятий, логистика и прочие факторы.
Регулировать рост цен, в соответствии с законодательством, имеет право только правительство Российской Федерации: если стоимость товара в течение 30 дней повысилась более чем на 30%, цену могут заморозить на 90 дней.
SSS4466– В условиях рыночной экономики цены не регулируются, а формируются исходя из рыночной ситуации, спроса, покупательной способности и других факторов. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет цену, по которой продавать свой продукт или товар, – поясняет Михаил Щелконогов.
Тем не менее постоянно ведутся мониторинги потребительских цен, данные направляются в прокуратуру, УФАС и другие ведомства.
– Сегодня в Омске создано несколько площадок для реализации продуктов питания – международные, федеральные, местные сети, магазины шаговой доступности, торговые киоски и павильоны, рынки. Внутри города идет регулировка цен за счет конкурентной борьбы между этими направлениями, – отмечает Борис Сватков.
По мнению экспертов, необходимо продолжать развивать рынки, на которых могли бы реализовывать свою продукцию сельхозпроизводители. Уже несколько лет проходят ярмарки, где омичи могут приобрести натуральные продукты с подворья, а сейчас в разных округах города открываются магазины крестьянских продуктов.
Также, уверен Борис Сватков, необходимо сохранять магазины формата «у дома», а гипермаркеты следует размещать за пределами города.
– Во-первых, мы бы имели меньше пробок. Во-вторых, есть понятие «архитектура города». В-третьих, когда появляются гиганты на территории города, они практически выжимают магазины шаговой доступности. Это приведет к снижению конкуренции, – поясняет свою позицию президент Союза организаций торговли.
СПРАВКА
В настоящее время обеспеченность торговыми площадями в Омске составляет 1052 квадратных метра на тысячу жителей при нормативе 619 квадратных метров. Таким образом, норматив превышен практически на 70%. Однако торговые площадки распределены по территории города неравномерно: большая часть расположена в Кировском округе и центре города, а Октябрьский округ, Старый Кировск, район за железнодорожным вокзалом, отдаленные микрорайоны не обеспечены торговыми объектами в полной мере. 99% товарооборота формируется за счет супермаркетов, гипермаркетов и торговых комплексов, 1% – за счет ярмарок и рынков.
Результаты мониторинга средних цен на фиксированный набор товаров по городу Омску за сентябрь 2015-го – сентябрь 2016-го
|