Медленность темпов продажи ценных бумаг объясняется прежде всего тем, что их курс стоит на низком уровне, так как соответствующие компании все еще находятся в стадии реорганизации и перспективы их прибыльности еще неясны. Но какими бы темпами ни производилась продажа этих ценных бумаг (равно как и новых ценных бумаг); не может быть пи малейшего сомнения в том, что их смогут купить только капиталисты, принадлежащие к указанным выше трем группам.
Болтовня о «демократизации акций», обоих рассредоточении среди широкой массы служащих компаний и т. п. имеет чисто демагогическое значение, уже хотя бы потому, что жалованье, получаемое подавляющим большинством служащих в послевоенной Японии, намного ниже прожиточного минимума. Децентрализация крупнейших промышленных компаний была провозглашена как один из главных элементов политики «ликвидации дзайбацу».
Как указывалось, децентрализации подлежали первоначально 325 компаний, а на август 1949 г. в списке подлежащих децентрализации осталось лишь 19 компаний, причем окончательно был решен вопрос о децентрализации всего лишь 10 компаний Вышеизложенным в основном исчерпывается все, что было сделано для реорганизации дзайбацу в связи с директивами об их «ликвидации».
Для полноты картины необходимо добавить, что отнесение 1200 компаний в список «компаний, ограниченных в своей деятельности», имело лишь тот смысл, что операции с ценными бумагами этих компаний находились под непосредственным контролем американских властей. С 1947 г. список этих компаний ежеквартально тощал на 50—70 единиц, и к середине 1950 г. в нем осталось лишь 565 компаний (большей частью второстепенных). Таким образом, «ликвидация дзайбацу» означала лишь некоторую реорганизацию концернов, важнейшим элементом которой, разумеется, явилась ликвидация головных держательских компаний
|