– Олег Юрьевич, в таможенных правоотношениях нередкими являются случаи несогласия участников внешнеэкономической деятельности с решениями и действиями таможенных органов и их должностных лиц. На ваш взгляд, существуют ли эффективные способы досудебного урегулирования возникающих разногласий?
- Оперативное разрешение спорных ситуаций и разногласий осуществляется посредством обращения участника ВЭД в таможенный орган с жалобой на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц в соответствии с главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
- Олег Юрьевич, расскажите о порядке обращения в таможенный орган с жалобой.
- Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:
во-первых, со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
во-вторых, со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия.
В Омскую таможню может быть подана жалоба на решения, действия или бездействие таможенных постов "Омский", "Аэропорт Омск", "Омский (Центр электронного декларирования)" и их должностных лиц. На решение, действие или бездействие Омской таможни жалоба подается в вышестоящий таможенный орган - Сибирское таможенное управление.
Следует отметить, что в случае, когда таможенный орган, получивший жалобу, не правомочен её рассматривать, он обязан не позднее пяти рабочих дней направить жалобу в таможенный орган, который должен её рассмотреть. О факте перенаправления жалобы в обязательном порядке уведомляется заявитель.
Жалоба в письменной форме должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.
Жалоба как документ должна содержать:
1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
3) существо обжалуемых решения, действия (бездействия).
Заявитель может не представлять документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов и сведений имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца со дня направления данного запроса. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.
Срок рассмотрения жалобы таможенным органом составляет один месяц со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме, с указанием причин продления.
- Какие решения и действия таможенных органов могут быть обжалованы?
- Действующим законодательством предусмотрено право любого лица, считающего, что решения или действия таможенных органов нарушают его права, обжаловать любые решения и действия таможенных органов в области таможенного дела в вышестоящий таможенный орган. Однако порядок, предусмотренный Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», не применяется в случае обжалования постановлений таможенных органов или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования. Также следует учитывать, что проверка законности проводится в отношении решений и действий именно в области таможенного дела. Если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела, в рассмотрении жалобы отказывается.
- В чем преимущества досудебного обжалования?
- Таможенным законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Участники ВЭД имеют право обратиться за разрешением спорной ситуации в суд. Вместе с тем, хотелось бы отметить ряд преимуществ досудебного обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.
Во-первых, подача жалобы в вышестоящий таможенный орган не облагается государственной пошлиной, в то время как при обращении в суд возникает необходимость оплаты государственной пошлины и судебных издержек.
Во-вторых, жалоба, поступившая в таможенный орган, рассматривается в месячный срок, тогда как, например, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок рассмотрения, который может быть продлен до шести месяцев.
В-третьих, жалоба, поданная в таможенный орган, рассматривается в отсутствие лица, в то время как разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрении дела, что приводит к дополнительным временным, трудовым и финансовым затратам, особенно при нахождении заявителя в населенном пункте, отличном от места нахождения таможенного органа, рассматривающего жалобу.
В-четвертых, решение таможенного органа по жалобе вступает в силу немедленно после его вынесения, и у заявителя сохраняется право последующего обжалования решения таможенного органа или его должностного лица в судебном порядке.
В-пятых, в случае удовлетворения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица действия по реализации принятого решения должны быть совершены в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения по жалобе в таможенный орган, чьи решения, действия (бездействие) признаны неправомерными.
КСТАТИ
Более подробную информацию о порядке подачи жалобы, а также о требованиях к ее содержанию можно получить, обратившись непосредственно в Омскую таможню по адресу: г. Омск-24, ул. Лермонтова/угол Пушкина, 27/31, либо позвонив по телефонам: (3812) 51-48-16, 51-48-85.
*
|