Дальнейшее путешествие Баасара состояло из цепи заключений в тюрьму, где он отсияшвался до выяснения личности, так как его задерживали в каждом порту при попытке сойти с парохода. Через три месяца с момента отъезда из Йемена он наконец прибыл в Германию и выполнил возложенное на него задание. Закупленное Баасаром оружие было тайно переброшено в Йемен, и англичане не раз конфисковывали у йеменских горцев, переходивших границу их протекторатов в Южной Аравии, длинноствольные винтовки немецкой фирмы «Маузер».
Баасар уходит, и я остаюсь с кади Абдаллой, который мне рассказывает о роли йеменцев в распространении, ислама. Ислам — государственная религия в Йемене, и мусульманские проповедники и улемы (богословы и законоведы) всегда играли важную роль в стране. Йемен не остался в стороне от ожесточенной борьбы сторонников двух направлений ислама — суннитов и,шиитов. Спасаясь от преследования аббасидских халифов, в далекий Йемен бежали шиитские раскольники. Один из них обосновался в г. Сааде, расположенном в северной части Йемена, положив начало распространению ислама зейдитского толка. На юге страны, от Ибба до Аденского залива, сохранился шафиитский толк ортодоксального- ислама.
Зейдитские имамы в IX—XIII вв. постоянно проживали в Сааде и лишь изредка наведывались в Сану. Их иранские «родственники», известные в истории под именем Алидов, в IX—X вв. продолжали отстаивать свои права на имамат в прилегающих к южному берегу Каспия провинциях Дейлем, Табаристан и Гилян. Алиды в Таба-ристане присвоили себе права светских князей, чеканили свою монету, впервые соединив в лице главы зейдитской секты духовную и светскую власть. После 64 лет господства в Табаристане им пришлось уступить аббасидским халифам и бежать в Йемен под покровительство своих единомышленников. С конца XVI в. зейдитские имамы перебираются в Сану, сделав ее своей резиденцией.
В XVI в. Йемен захватили турки. Столкновения с турками, исповедовавшими суннитский толк ислама, часто приобретали религиозный характер. Зейдитские имамы не могли остаться в стороне от этой борьбы. Яхья Хамид ад-Дин, получивший титул имама в 1904 г., возглавил борьбу йеменцев против турецких захватчиков и в 1918 г. провозгласил себя королем Йеменского Мутаваккилийско-го королевства.
|