С сентября 1939 г. на западных, юго-западных и северо-западных рубежах нашей страны, в период «странной войны» в Европе, происходили большие перемены, непосредственно затрагивающие жизненные интересы Советского Союза. В скоротечной войне с Германией оказалось полностью разгромленным польское буржуазно помещичье государство.
На западные рубежи СССР вышла самая мощная военная держава империалистического мира. Германский фашизм приобрел огромный стратегический плацдарм для агрессии против СССР протяженностью с юга на север более чем в 1000 км.
Совершив нападение на Польшу 1 сентября 1939 г., гитлеровская Германия тем самым продолжила политику мюнхенского сговора.
Польскому народу, преданному реакционной буржуазией, правительством и англо-французскими союзниками, пришлось вести неравную борьбу за свободу и независимость своей родины. В Советском Союзе с огромным вниманием следили за событиями в Польше. Уже 2 сентября 1939 г. министр иностранных дел Польши Бек сообщал в польское посольство в Лондоне, что советский посол в Варшаве запросил его, почему польское правительство не ведет переговоров с СССР о поставке Польше необходимых материалов.
Несмотря на враждебное отношение польских правящих кругов к СССР, Советское правительство с вниманием относилось к тем вопросам, которые ставились польской стороной.
5 сентября 1939 г. польский посол Гжибовский был принят наркомом иностранных дел СССР.
Запись беседы с Гитлером
Наибольшую активность проявляла при этом Англия. Ее курс на сговор с Гитлером особенно активизировался после прихода к власти правительства Н. Чемберлена, который пытался заключить двустороннее англогерманское соглашение. В ноябре 1937 г. британский премьер с этой целью направил в Германию своего ближайшего единомышленника лорда Галифакса.
Запись его беседы с Гитлером в Оберзальцберге 19 ноября 1937 г. свидетельствует, что правительство Чемберле на было готово предоставить фашистской Германии «свободу рук в Восточной Европе» при условии, что Германия обещает осуществить перекройку политической карты Европы в свою пользу «мирным путем и постепенно». Английская сторона, выступившая инициатором англогерманских переговоров, предложила Гитлеру заключить договор, что было бы равносильно созданию англогерманской Антанты. «Сокровенная цель этого договора,— сообщал в Берлин Дирксен,— заключалась в том, чтобы дать возможность англичанам постепенно отделаться от своих обязательств в отношении Польши... Тогда Польша была бы оставлена в одиночестве, лицом к лицу с Германией».
Таким образом, как гарантии Польше, так и переговоры с СССР были для английского правительства лишь разменной монетой, которой оно намеревалось рассчитаться с фашистской Германией за обеспечение интересов британского империализма.
Чемберлен рассматривал переговоры с Москвой как средство давления на Берлин, чтобы заставить Гитлера быть более уступчивым в ходе секретных англо-германских переговоров.
|