После этого он взял на себя инициативу и на 29 сентября 1938 г. пригласил в Мюнхен руководящих государственных деятелей Великобритании, Франции и Италии на международную конференцию по чехословацкому вопросу. Судьба Чехословакии была решена в ночь с 29 на 30 сентября 1938 г. в Мюнхене, где представители правящих кругов Германии, Великобритании, Франции и Италии (Гитлер, Чемберлен, Даладье и Муссолини) подписали позорное соглашение, по которому Чехословакия прекратила фактически существование в качестве самостоятельного государства. Это соглашение обязывало чехословацкое правительство немедленно выполнить территориальные требования фашистской Германии, а в течение трех последующих месяцев удовлетворить аналогичные притязания Польши и Венгрии24.
Президент Бенеш и чехословацкое буржуазное правительство могли бы отвергнуть позорный диктат.
Однако они не встали на путь вооруженного сопротивления гитлеровской Германии и ее западным покровителям, не обратились за помощью к Советскому Союзу.
Они предпочли путь капитуляции и предательства.
(=h2=)Пресечение фашистской агрессии
В действительности же до начала второй мировой войны оставалось менее года. Что касается Советского Союза, то он в предвоенные годы последовательно и настойчиво боролся за пресечение фашистской агрессии, за создание системы коллективной безопасности и объединение всех миролюбивых сил. Советская дипломатия добивалась заключения регионального пакта о взаимной защите от агрессии с участием широкого круга европейских государств.
К лету 1934 г. был подготовлен советско-французский проект регионального соглашения, названного Восточным пактом.
Заключение такого соглашения не соответствовало, однако, основной внешнеполитической концепции британских правящих кругов, мечтавших направить германскую агрессию на восток. Поэтому Великобритания сразу же выдвинула целый ряд оговорок, стремясь так или иначе похоронить советско-французский проект.
Германский посол в Лондоне Л. Хёш писал о результатах беседы с британским министром иностранных дел Дж.
Саймоном 13 июня 1934 г. : «Совершенно очевидно, что включение России в систему европейской безопасности его не слишком устраивает».
|