Выбор фашистской модели государственного устройства для преодоления социально-экономических потрясений принадлежал, в конечном счете, наиболее влиятельной фракции буржуазного общества Германии — ведущим группировкам крупного капитала, пришедшим на том этапе к выводу, что буржуазная демократия не отвечает более ее целям и потому должен быть создан тот или иной вариант фашистской системы. Так политическая власть в Германии оказалась в руках нацистской партии, «чья программа отвечала далеко идущим интересам и стремлениям наиболее реакционных группировок монополистической буржуазии, крупных земельных собственников и военщины».
Отныне во внешней политике Германии, уже на государственном уровне, был взят на вооружение крайне агрессивный курс, который в конечном итоге и привел к развязыванию второй мировой войны.
Для объективной оценки роли итальянского фашизма в развязывании второй мировой войны важное значение имеет анализ его внешнеполитической доктрины.
Политика коммунистов
Общие интересы рабочего класса и других слоев населения в ликвидации политического бесправия и фашистского варварства, в улучшении своего социального положения, в восстановлении демократических свобод и прав, а также в прекращении развязанной гитлеровской Германией войны — все это было объективной основой широкого союза, к созданию которого стремилась КПГ.
Политика коммунистов, направленная на создание союза всех антифашистских сил, исходила из того, что цели нацистского режима не отвечали подлинным интересам широких слоев населения, не связанных с монополистическими кругами.
Эта политика определялась стремлением побудить к совместным действиям всех противников Гитлера и нацистской партии независимо от их мировоззрения и социального положения, политических убеждений и взглядов на характер преобразований общественных отношений в Германии после свержения фашизма.
Политика поощрения фашистских мятежников
Господствующие круги западных держав, и в частности Великобритании, сознательно рисковали своими империалистическими интересами в стремлении использовать фашистский блок для нанесения удара по СССР, а если удастся, то и для уничтожения социалистического государства.
Только учитывая эти соображения можно понять позорную политику «невмешательства», проводившуюся правящими кругами Великобритании во время национально-революционной войны в Испании. На деле это была политика поощрения фашистских мятежников Франко и удушения испанских республиканцев. Для фашистской Италии и нацистской Германии испанские события послужили как бы репетицией к развязыванию большой войны.
Ныне хорошо известна широкая помощь фашистских правителей франкистским мятежникам. Всего за три года войны в Испанию было отправлено 250 тыс. итальянских и около 50 тыс. немецких солдат и офицеров.
Эта явная интервенция фашистских держав в Испании цинично прикрывалась британской политикой «невмешательства».
|