Ко времени «похода на Рим» идеологическая основа фашистской внешней политики была сформулирована достаточно отчетливо: империализм должен стать делом всей нации, которую Муссолини обещает дисциплинировать и подготовить к военным походам. Именно эта основа обеспечила фашистам поддержку милитаристски настроенных групп итальянского капитала, привлекла на их сторону разнородные слои мелкой буржуазии, выбитой из привычной колеи первой мировой войной. «Не настал ли для итальянцев час занять место среди народов, которые руководят и командуют, а не тех, которые следуют за другими и повинуются?» — писал в 1922 г. историк Джоакино Вольпи, ставший вскоре одним из наиболее ревностных проповедников экспансионистской идеологии фашизма.
Однако придя к власти с ярко выраженными реваншистскими и экспансионистскими внешнеполитическими целями, итальянские фашисты затратили почти 15 лет для того, чтобы подготовить первые, причем весьма ограниченные шаги для «завоевания места под солнцем» и «воссоздания древнеримской империи».
История Лиги наций
Вступление СССР в Лигу наций ознаменовало начало нового этапа в ее истории. если в 1919—1933 гг. организация объединяла только капиталистические страны, то в 1934 г. Лига представляла собой международную организацию, в которой участвовали страны противоположных социальных систем.
В период образования очагов мировой войны Лига наций особым образом отразила динамику международных отношений.
История Лиги наций в предвоенные годы характерна противоборством двух тенденций: стремлением СССР превратить международную организацию в действенную систему коллективной безопасности и стремлением империалистических кругов к превращению Лиги в «универсальный комитет» по невмешательству и попустительству фашизму в целях уничтожения или по меньшей мере значительного ослабления Советского Союза. Серьезным шагом в проведении политики умиротворения агрессора со стороны Лиги наций явилось ее фактическое невмешательство при явном нарушении Германией Версальского договора.
Официальный отказ Германии от военных статей договора, введение всеобщей воинской повинности в марте 1935 г., а также ввод германских войск в демилитаризованную Рейнскую зону в марте 1936 г. не получили должного отпора в Лиге. На чрезвычайной лондонской сессии Совета Лиги в марте 1936 г. британской дипломатии удалось добиться резолюции, ограничивавшейся «констатацией факта» нарушения Германией ст.
43 Версальского договора.
|