Адмирал Драке сказал, что у него есть несколько вопросов, по которым он бы хотел получить более детальное разъяснение.
Во-первых, считалось, что задачей миссии является скорее быстрое достижение решения, нежели затягивание переговоров на неопределенное время, и что конечной целью являлось достижение политического соглашения. С другой стороны, исходя из полученных им инструкций, она до какого-то времени должна вести переговоры медленно и осторожно, пока не будет достигнуто политическое соглашение. В этом могут быть некоторые затруднения, поскольку, вероятно, русские будут надеяться на определенные ощутимые результаты от военных переговоров прежде, чем они будут готовы дать свое окончательное согласие на заключение политического пакта.
Лорд Галифакс согласен с этим. Он разделяет мнение о том, что у миссии крайне сложная задача.
Действительно, очень трудно вести политические переговоры в полном отрыве от военных переговоров...
При беглом рассмотрении инструкции создается мнение, что позиция, занятая делегацией на переговорах при строгом соблюдении буквы инструкции, вызовет немало подозрений в умах русских.
Из многочисленных исторических случайностей
Тем не менее концепции, выдвинутые Шлейхером и Тренером, дополняя друг друга, стали важным ориентиром всего последующего развития Веймарской республики. И хотя это одна из многочисленных исторических случайностей, но именно генералы Гренер и Шлейхер, которым суждено было стать двумя последними военными министрами Веймарской республики, энергично способствовали созданию внутриполитических предпосылок для реализации в невиданных масштабах своих экспансионистских замыслов. Внешнеполитические установки германского крупного капитала в первое время после окончания мировой войны, на первый взгляд, характеризовались большей сдержанностью по сравнению с экспансионистскими устремлениями военной верхушки.
В монополистических кругах, по-видимому, сознавали, что независимо от условий мирного договора восстановление экономической мощи страны будет зависеть от притока капиталов из странпобедительниц.
Поэтому, в циркуляре Германского промышленного совета (предшественника Имперского союза германской промышленности) от 8 января 1919 г. отмечалось, что необходимо «продемонстрировать (курсив мой. — С. С. ) нашим противникам, что наученные войной, мы отказались на будущее от всех безграничных планов экономической экспансии».
|